Завершается действие двух программ помощи авторынку — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они стартовали в июле и должны были действовать до конца года. Сейчас выяснилось, что выделенные на них бюджетные деньги подошли к концу. В ситуации разбирался сайт 74.ru.
Что случилось
18 октября банки и дистрибьюторы марок начали уведомлять дилеров почти всех популярных брендов о прекращении работы программ. Уже заключенные кредитные договоры дилерам предложили переоформить без учета государственных субсидий.
Чего мы лишились
Обе программы подразумевали возможность купить автомобиль российской сборки ценой до 1,45 млн рублей в кредит по сниженной процентной ставке и со скидкой 10%. К примеру, для автомобиля стоимостью около 600 тысяч рублей, вроде Lada Vesta, суммарная субсидия могла превысить 100 тысяч рублей — точное значение зависело от условий кредитования.
Для дорогих автомобилей только прямая скидка достигала без малого 150 тысяч рублей, а общая субсидия – 200 тысяч и выше.
Кто гарантировал скидки
Работу программ обеспечивали банки: они выдавали автокредиты и предоставляли скидку на автомобиль, получая компенсацию от государства. Дилеры прямого отношения к программам не имели: в автосалонах оформлением субсидированных кредитов занимались представители банков.
Эффект внезапности
Резкое окончание программ создало проблемы с клиентами, получившими одобрение на субсидированный кредит.
— Мы покупали SKODA через «Фольксваген Банк Рус», но оказалось, что не успели буквально на два часа. В итоге нам оказали в предоставлении субсидированного кредита, — рассказывает участница госпрограммы Ольга. — На следующий день нам предложили переоформить кредит в «Русфинанс Банке» на почти тех же условиях, плюс дилер предоставил дополнительную скидку, чтобы мы избежали переплаты.
Опрошенные нами представители дилеров посетовали, что о завершении программ их не уведомили заранее.
Официальная причина
После первой волны недовольства агентство «Минпромторг» сообщил о завершении распределения «программных» 3,74 млрд рублей между банками. При этом единой даты окончания программ нет: каждый банк устанавливает ее самостоятельно.
По нашей информации, в настоящий момент работу по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продолжают банки ВТБ24, «Русфинанс Банк» и «Сетелем Банк». Дилеры не исключают, что прекратят выдачу субсидированных кредитов в ближайшие дни и они.
Почему деньги кончились раньше срока?
На программы было выделено 3,74 млрд рублей, что с учетом весьма щедрой компенсации было не таким уж большим лимитом.
Так, на каждый этап программы утилизации выделяли по 10 млрд рублей и больше, а скидки были скромнее — 50 тысяч рублей на каждый автомобиль.
Новые программы изначально были рассчитаны на 58 тысяч автомобилей, по факту на середину октября было продано порядка 48 тысяч, и, вероятно, целевого значения достигнуто не будет. В этом нет подвоха — Минпромторг исходил из относительно небольшого среднего размера субсидии в 64 тысячи рублей, тогда как на практике она могла оказаться выше.
Кроме того, неожиданно высоким оказался спрос на программы: небольшой денежный лимит закладывался Минпромторгом с учетом того, что далеко не все автомобилисты подходят под условия программ (первая покупка автомобиля или двое несовершеннолетних детей).
Можно ли успеть?
Некоторые банки еще работают по программам, но в дилерской среде воздерживаются от прогнозов, как долго это продлится. На оставшиеся банки ляжет дополнительная нагрузка в виде клиентов, которым отказали в субсидированных кредитов другие банки, поэтому оставшиеся деньги могут быть распределены очень быстро.
Ряд дилеров заявил, что в приоритете завершение сделок с клиентами, которые уже находятся в процессе покупки. Тем, кто планирует купить автомобиль, еще не прибывший на склад дилера, нужно иметь в виду риски и ориентироваться в большей степени на собственные программы дилеров.
В компании «Планета Авто» нам сообщили, что марка Chery планирует сохранить действие обеих программ до конца октября за счет собственных средств.
Что дали рынку бюджетные инъекции
Обе программы действовали с 1 июля, поэтому их влияние на рынок сохраняется в течение четырех месяцев. За это время в России может быть продано около 550 тысяч автомобилей, а значит, программы обеспечат примерно 8-12% продаж.
При этом общий рост рынка за это время составлял 17-18% относительно прошлого года, когда также действовали программы госпомощи (трейд-ин, утилизация, льготное кредитование). Это означает, что рынок прибавлял и безотносительно государственных программ.
Планировали ли вы использовать одну из обсуждаемых программ до конца года?
Возобновятся в 2018 году
В Минпромторге подтвердили, что, несмотря на досрочное завершение программ, в следующем году они будут продолжены. Правда, по опыту прошлых лет вряд ли стоит надеяться на их возобновление уже с января: обычно согласование деталей длится до марта-апреля.
Фото: Олег Каргаполов