Новая героиня рубрики «Бизнес в декрете» — Ирина Афонина. Молодая мама оставила должность экономиста на челябинском заводе и занялась изготовлением тортов. Путь кондитера девушка начала четыре с половиной года назад с нескладного десерта в форме кепки, а сегодня за её плечами сотни работ, в том числе к юбилею известной российской спортсменки Елены Исинбаевой и свадьбе певца Томаса Невергрина. Ирина умеет создавать торты из парящих в воздухе шаров, украшать угощения настоящими фонтанами и другими сложными элементами. Для этого ей пришлось освоить сразу несколько профессий: дизайнера, флориста и даже столяра. Ирина рассказала 74.ru, как ей удалось поработать со звёздами, какие торты сегодня в моде и сколько можно заработать на сладостях.
К бизнесу вывез Mercedes
— Я никогда не думала, что буду работать кондитером. Всегда была мечта стать финансовым директором хорошей крупной компании или завода, — рассказывает Ирина. — Окончила университет, сначала работала ассистентом аудитора, потом устроилась на завод «Некк» экономистом. Оттуда ушла в декрет.
Выпечкой наша героиня занялась в 2013 году, когда сыну исполнилось 10 месяцев. Ирина захотела заказать мужу торт в форме автомобиля Mercedes, но цена 4 500 рублей за такое угощение девушке показалась неподъёмной.
— Я была в декрете, и для меня это было очень дорого, — объясняет она. — Тогда я подумала, раз кто-то может такой торт сделать, почему я не могу. Перед днём рождения мужа потренировалась на других — испекла торты для свёкра и сына. Первый был в форме фуражки из самодельной мастики. Получился смешным, но очень вкусным. Ребёнку сделала два тортика. Один в форме единички, обтянутый белой мастикой с зайчиком, кубиками и надписью. А второй — круглый с любимыми героями сына из мультфильма Tiny Love.
Первые торты на заказ Ирина стала делать после дня рождения сына. Подруга девушки, которая была на празднике, сфотографировала торты и показала их на работе. Коллегам они понравились, и одна из сослуживиц попросила испечь для её дочери торт с Барби.
Наша героиня согласилась взяться за работу, а потом выложила её в соцсети. Постепенно круг заказчиков стал расширяться.
— Я фотографировала работы, выкладывала их на своей странице во «ВКонтакте», но при этом не думала, что изготовление тортов станет для меня источником дохода. Мне просто нравилось моё новое увлечение, и я делилась его результатами, — говорит Ирина. — Но мне стали писать заказчики. Сначала одна подружка попросила сделать для неё торт, потом вторая написала, за ней одноклассница объявилась, с которой я 10 лет не виделась. Первый свой торт я сделала в апреле, а в сентябре уже стала понимать, что вышла на достойный уровень, и ко мне обращаются совершенно незнакомые люди. Почему я так хорошо это запомнила, потому что в сентябре я позволила себе покупку телефона на заработанные на тортиках деньги.
Сколько стоит торт построить?
Первое время молодая мама стеснялась брать деньги за свою работу. Поначалу стоимость была 300 рублей плюс затраты на ингредиенты по чеку.
— Мне как-то неудобно было деньги брать, — вспоминает героиня. — Когда у меня первый торт забирали, я насчитала 800 рублей. Девушка подала 1000 и сказала, что сдачи не нужно. Вы не представляете, как я радовалась. Это не сравнить с зарплатой за месяц работы экономистом. Я сделала что-то своими руками и получила за это вознаграждение. Это совершенно другие эмоции.
Через год Ирина решила, что займётся тортами всерьёз и не вернётся на завод после декрета.
— Я пошла на мастер-класс к Елене Арцыбасовой. Это тоже наш очень хороший кондитер, она обучала изготовлению цветов из мастики. Тогда я первый раз попала в кондитерскую тусовку. Я сидела и рассуждала, что совсем скоро надо будет выходить из декрета, а на заводе зарплата в то время была 18 тысяч рублей, — рассказывает молодая мама. — Я очень благодарна Лене за то, что она поверила в меня. Она сказала: «Ты почему так дёшево делаешь, поднимай цену. У тебя качественные работы, ты сможешь зарабатывать больше». И тогда я приняла решение о дальнейшей своей работе. В результате, когда я уходила с завода, заработок на тортах был значительно больше, чем зарплата. К тому моменту я уже не понимала, как можно жить целый месяц с ребёнком на 18 тысяч.
Близкие отнеслись с пониманием к решению Ирины, а когда они с мужем развелись, он продолжил её поддерживать. Бывший супруг до сих пор помогает, когда нужно собрать сложный торт или посидеть с сыном во время командировки мамы.
В следующем апреле будет пять лет как наша героиня занимается сладостями. Тортов за это время было сделано так много, что девушка уже не может назвать их точное количество.
— Я когда только начала работать, публиковала фотографии и подписывала: «торт № 52», «торт №53», а потом сбилась со счёта. Не могу сейчас сказать точную цифру, — улыбается Ира. — Любимые торты — свадебные и на годик малышам. Такие стоят от 1300 рублей за килограмм и выше, всё зависит от сложности исполнения.
Если речь идёт о так называемых шоу-тортах со сложными конструкциями, цена значительно отличается.
— Такие торты я делаю неделю. Но это не значит, что пеку в понедельник, а субботу везу на свадьбу. Сначала готовлю все несъедобные детали, в четверг пеку, в пятницу декорирую. У тортов срок хранения пять дней, поэтому на праздники они поступают свежими, — заверяет Ирина. — За них я беру 2500 за килограмм. Они, как правило, на сложных конструкциях, для которых могут быть использованы железо, дерево, пенопласт, пластик, оргстекло, бумага, картон, фольга. Я всегда говорю, что я не только кондитер, а ещё и архитектор, дизайнер, столяр, художник, флорист.
Кондитер гордится каждой своей работой, но в особенности — тортами из шариков и тортом с фонтаном.
— С шариками я первая в России сделала. Идея не моя, где-то в Америке сначала спроектировали такой торт. Когда я его увидела, решила попробовать. И всё получилось, — рассказывает героиня. — С фонтаном в России делали до меня, но в Челябинске я тоже первая осуществила эту задумку. Позвонила бывшему мужу, спросила совета, как можно исполнить. Неделю ездили с ним по магазинам, искали всякие запчасти. В итоге представила его на выставке весной 2017-го.
Торты с заоблачной высотой
Самый высокий торт, который собирала Ирина, был под два метра. Самый тяжелый — 35 килограммов и это вес только съедобной части. Общая масса была намного больше.
Свои самые необычные проекты кондитер осуществила на выездных мероприятиях, которые организует семейная пара из Челябинска Максим и Марина Синицкие.
— Это коммерческие проекты, я плачу за участие в них. На них я обучаюсь, нарабатываю опыт и получаю большой плюс к портфолио, — рассказывает молодая мама. — Максим и Марина — популярные челябинские кондитеры, которые работают не только в России, но и за рубежом. У них нет своего цеха, они не производят поточную продукцию. Эта семейная пара берёт заказы на торты от 100 тысяч рублей и собирает команду кондитеров. Я с ними ездила на несколько практик. На одной из них мы делали торт на свадьбу Томаса Невергрина. В этом проекте участвовала я, Марина, Максим и прилетала ещё девушка из Владивостока.
На юбилей Елены Исинбаевой пекли два торта. Над ними трудилась команда из 20 человек со всей России.
— Торты были высотой около полутора метров. Один из них отражал олимпийскую тематику, спортивную карьеру Елены. Там были ярусы, которые держались на сахарных олимпийских кольцах, были факелы из мастики с карамельным огнём, — вспоминает Ирина. — А второй торт отражал этапы жизни спортсменки: её взросление, становление звездой, завершение спортивной карьеры. Концепция называлась «Заоблачная высота». Поэтому второй торт у нас был сделан в цветах рассвета, а окружала его сладкая вата в форме облаков. Гости пришли в восторг именно от сладкой ваты. Они как дети ее хватали её и радовались. Исинбаевой тоже очень понравилось.
Мода в мире тортов
— Когда я выходила замуж в 2011 году, у меня был торт от Mirel. Его покрыли сливками и украсили голубыми розочками. А потом в моде стала мастика, фигурки и цветочки из неё, — рассказывает молодая мама. — Но и её популярность сейчас сходит на нет. Мастика уже никому не нравится, она приторно сладкая. Все хотят что-нибудь полегче. Востребовано кремовое покрытие и шоколадный велюр.
А ещё в моде, как говорит Ирина, «голые» торты. Это когда между коржами кладут крем, но сверху ничем не покрывают, из декора только ягоды или цветы.
— Живые цветы часто используют в декорировании тортов. У каждого кондитера своё мнение на этот счет. Кто-то говорит: «нет, вы что, это опасно». Но главное — это знать, как их правильно обработать и воткнуть в торт, чтобы не было никакого вреда. Они изолируются от начинки, — объясняет кондитер. — Помимо живых цветов популярны цветы из мастики и вафельной бумаги.
Кондитерская для шефа
Несмотря на высокие объёмы работы, Ирина продолжает трудиться на домашней кухне. Говорит, что использует обычную бытовую духовку. Только в прошлом году позволила себе обновить технику. Купила второй холодильник и профессиональный миксер.
— Когда сын не ходил в садик, я работала только по ночам. Работала до семи утра, ложилась спать, а в 9 вместе с ребёнком вставала. Было очень тяжело. В 28 лет я выглядела гораздо старше, — вспоминает она. — Сейчас мне не всегда удаётся поспать в сезон, который длится с мая по сентябрь. Несколько месяцев подряд с пятницы на субботу я не спала ни разу. Но, несмотря на это, я получаю от своей работы кайф. Очень круто, когда чувствуешь, что ты востребованный специалист.
В планах кондитера пойти на курсы по флористике и мастер-класс по рисованию, а также получить второе высшее образование.
— Планирую развиваться дальше, чтобы с тортами работать. На вакансию шеф-кондитера принимают людей только с профильным образованием. Я хочу изучить организацию технологии общественного питания, — поделилась своими желаниями Ирина. — А также есть идея открыть собственную кондитерскую и проводить мастер-классы.
Фото: Олег Каргаполов