На работе она по 12 часов стоит у печи, за смену перекидывает тонны металла и прекрасно знает, как закаляется сталь. А дома окунается в волшебный мир народного искусства — кружевоплетения на коклюшках, выращивает гигантские перцы в теплицах и разводит голубей. 74.ru продолжает серию публикаций о челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
Закалённые люди
Елена Клековкина — из тех женщин, о которых говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Приветливая общительная челябинка совершенно не боится черновой и тяжёлой работы.
На Челябинский кузнечно-прессовый завод первый раз она пришла в 1988 году. Поначалу работала на «ширпотребе» — в цехе товаров народного потребления, который выпускал игрушечные машинки. Тогда на заводе делали два вида автотехники для детей — маленькие машинки и большие педальные автомобили «Малыш». Елена стояла на сборке маленьких.
Через год перешла в первую кузницу наждачником. Её поставили на дефектный участок, где исправляют брак.
— Денег там побольше, и вредность пошла, — объясняет Елена смену профессии.
В 1998-м женщин выводили с вредных рабочих мест, и нашу героиню перевели работать банщицей. Зарплата была небольшой —всего 400 рублей, тогда как все уже считали тысячами. Но на работе у мужа уже начались задержки зарплаты, и семье с двумя детьми приходилось крутиться. Благо, своё хозяйство выручало: держали и кур, и свиней.
В 2000 году Елена пошла в литейку на ЧТЗ, хотела доработать немного до стажа по вредности, так шесть лет и пролетело. Потом встретила знакомую, она позвала обратно: «Приходи — работы полно, денег дают». Клековкина вернулась и уже двенадцать с половиной лет работает термистом на печи высокой закалки.
— Наша задача — закалить металл, чтобы придать заготовке высокую твердость и прочность, — объясняет Елена, а сама тем временем укладывает на поддон две 30-килограммовых плиты и отправляет их в печь.
Заготовка будущей детали сначала нагревается в одной печи. Выходит и падает в масло (там и закаляется). Потом деталь отправляется во вторую печь, из которой попадает в воду. И так 12 часов подряд работает термист.
— За смену «забиваем» по 300-350 штук таких заготовок, это примерно по девять тонн, — рассказывает Елена. — На самом деле процесс закалки — это не просто нагревание и охлаждение, здесь требуется соблюдать множество параметров, как по температурному режиму, так и времени выдержки.
В первой кузнице, около печки, где мы наблюдаем за работой Елены Клековкиной, шумно и жарко. А на термистах ещё спецодежда. Лично мне сложно представить, как тут работается летом, нужно иметь крепкое здоровье.
— Ноги-руки, конечно, болят, но ничего — привыкла, — улыбается Елена. — У нас самих закалка уже, как у металла.
Когда коклюшки начинают петь
Говорят, кружевоплетение на коклюшках сформировалось как ремесло более 300 лет назад. Этот вид народного искусства был популярен в конце прошлого века, но сейчас благодаря интернету переживает второе рождение. Коклюшка представляет собой деревянную катушку с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Выбор ниток — хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные и капроновые нитки — зависит от техники плетения и авторского взгляда кружевницы.
Елена Клековкина начала осваивать технику плетения на коклюшках в 1994 году. Она тогда была в декретном отпуске, хотела как-то видоизменить повторящиеся будни. Соседка позвала на курсы, что проводились на Свердловском проспекте, недалеко от дворца спорта «Юность». Три месяца они по вечерам ездили из поселка на окраине города в центр — занятия длились два раза в неделю по два часа. Даже корочки есть мастера плетения на коклюшках.
Рисунок кружевного узора, сколок, покупали у преподавателя. На всякий случай Елена набрала целый рулон.
В качестве экзамена нужно было сплести контрольный воротник. Елена демонстрирует эту работу — вещь она оставила себе на память.
Для работы нужна бобина. Елена сделала её самостоятельно, набила опилками. Подставку под станину заказала знакомому умельцу. Найти в продаже палочки-коклюшки раньше тоже было сложно. Помогли коллеги по работе — токарь выточила коклюшки, а Елена научила, её как работать на коклюшках.
На одно изделие, бывает, до 40 пар коклюшек уходит, в зависимости от сложности узоров. Плетутся они парами. Чтобы сделать простой воротник, нужно минимум семь пар коклюшек, или 14 палочек.
— Чем больше пар ходит, тем плотнее изделие получается, — делится секретами Елена Клековкина. — До 1000 штук иголок уходит. Потому что каждое переплетение ниток надо иголкой-булавкой закрепить. На первую иголку вешается две пары — это будет начало изделия. Рабочая пара будет ходить по кругу. Для закруглений и завершения узоров нужен тоненький крючок — подцепляем петельку и закрепляем. Для орнамента по краю я использую блестящую нитку.
Елена ловко пропускает нитку между иголками и жонглирует коклюшками: перехлёст — перевив — перехлёст.
-—Плету для себя, в удовольствие — обычно занимаюсь этим в свободное время, вечерами. Очень успокаивает, как и вязание на спицах или крючком, — говорит Елена Клековкина. — Когда начинали учиться, не только коклюшки, но и руки были деревянными. Преподаватель нас успокаивала: подождите, потренируетесь, и коклюшки сами начнут петь у вас в руках. А теперь замечаю: двигаешь палочками, а они же деревянные, стукаются друг об друга и действительно начинают мелодию выводить, как будто петь.
Количество сплетенных изделий Елена не считала. По её словам, один воротник подарила знакомой. Двойной воротник носит сама, с платьем. Бабушке в подарок воротник сплела, потом знакомой, которая тоже на ЧКПЗ работала.
Три года назад на ЧКПЗ проводился конкурс народных талантов. «Дай-ка, думаю, поучаствую», — вспоминает Елена. Старые воротники представлять на конкурс не стала, а сплела салфетку с символикой завода: ЧКПЗ 2014 год. Заняла третье место.
— Если я начну, то не успокоюсь, пока не закончу изделие, — говорит Елена. — Не люблю, когда болтается что-то недоделанное. Это очень кропотливая работа, терпение надо иметь.
Впрочем, терпения у Елены хватает. Так, на салфетку с названием завода ушло, например, два месяца. За три месяца сплела два воротничка. А вообще на коклюшках плетут самые разные кружевные вещицы: скатерть, занавески, накидки, жакеты, манжеты и так далее. Очень простыми действиями создаётся необыкновенная красота. Ручная работа, с одной стороны, ценится дорого. С другой стороны, попробуй что-нибудь продать — кружевные воротнички и салфетки всё-таки на любителя.
Семья и голуби
Родом Елена Клековкина из Копейска. Когда муж работал на обогатительной фабрике, хозспособом (рабочая сила своя, стройматериалы от предприятия) начали строить дома для сотрудников в поселке Железнодорожном. Так у них появилось свое просторное жильё — в 1992 году переехали.
У Елены двое детей — дочь Катя и сын Саша, есть две внучки. Кстати, на ЧКПЗ работает муж Елены — он бульдозерист. Также после армии на завод пришёл и сын. Дочь одно время тоже работала на заводе кладовщиком, потом попала под сокращение. Сейчас трудится на ЗЭМе.
Частный дом, где живёт Елена, благоустроен. Но забот хватает с огородом: летом в теплицах выращивает огурцы, помидоры, гигантские перцы и чеснок.
— Экзотикой не увлекаюсь, хотя в прошлом году арбузы у нас были, — вспоминает она. — Один килограммма на 4,5 вытянул, такой красивый был. В этом году огурцов очень много было.
А ещё Елена неожиданно для себя стала голубеводом. Нашла однажды в цехе упавшего голубя, принесла его с работы, отмыла — он оказался белый с небольшой крапинкой. Потом к нему прилетела голубка, а сейчас уже развелась целая голубятня — штук 15 летает. Живут они в стайке вместе с курами. За ними всегда с особым вниманием наблюдает кот Уголёк, но лапу на птичек пока не поднимает.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Людмила Ковалева