Может ли многотонный броневик подняться к вершине горы? Не увязнет ли он в песках безжизненной пустыни? Минобороны провело экстремальный тест-драйв перспективных военных автомобилей, созданных на Южном Урале. В экспедицию вместе с испытателями проехал и челябинский фотограф Алексей Китаев. Он сделал уникальные снимки, а также оценил комфорт и возможности машин, которые скоро могут встать на вооружение армии и Росгвардии.
Путь от подмосковных Бронниц, где расположен НИИ Миноборны, на Эльбрус через Астраханскую пустыню преодолели машины пяти российских заводов.
Масштабнее всех был представлен миасский автозавод «Урал». Он выставил два тяжёлых броневика: «Торнадо-У», который может использоваться как платформа (подобно «Армате») для стрелковых и зенитных систем, а также «Тайфун-У», «собрат» которого — КАМАЗовский «Тайфун-К» — уже «служит» в Сирии. Интересны и два автомобиля «Урал Next» с двигателями «Евро-4» и «Евро-5», выполненными по самому высокому экологическому классу — их планируется поставить на вооружение Росгвардии.
КАМАЗ выставил новую модификацию «Тайфуна-К» 4х4. Брянский автозавод выставил тягач для ракетных систем С-400 и С-500, «Астейс» из Набережных Челнов представил броневик «Астейс-Патруль», а Ульяновский автозавод показал новый «УАЗ-Профи» — модификацию всем известного «УАЗа-Патриота».
Стоит отметить, что участники экспедиции — не только что сошедшие с конвейера образцы, а машины, которые уже прошли, прямо сказать, проверку на выживание — их обстреливали и взрывали, а после восстанавливали первозданное состояние. Часть автомобилей в прошлом году побывала в экспедиции на Крайнем Севере, где их протестировали в условиях крайне низких температур. На этот раз прямо противоположные условия — жаркая пустыня на юге Астраханской области, которая по своим жёстким условиям не уступает Сахаре. Военным автомобилям предстояло преодолеть барханы не хуже специально подготовленных внедорожников ралли «Париж–Дакар».
— С раннего утра стояла 30-градусная жара, которая проверяла на прочность кондиционеры в автомобилях, — рассказал Алексей Китаев. — Для «железа» настоящей бедой стал мельчайший песок, который норовил забиться везде, где можно. Знаете, как очищают краску на ледоколах с помощью пескоструя? Примерно такое же воздействие было на кузов: при движении машины песок из-под колёс ударяется о раму, кабину, крылья, попадает в разные «трущиеся» поверхности, действуя как наждачка. То есть происходит повышенный износ.
Следующим испытанием стал Эльбрус. Прежде чем забраться на высоту четыре тысячи метров над уровнем моря, водители-испытатели поднялись туда пешком — ведь если неадаптированному человеку станет плохо за рулём, машина может улететь в обрыв и, что хуже, утянуть за собой ещё кого-нибудь. Далее на первом этапе поднимаются два «Урал Next» и два лёгких броневика «Патруль» м «Тайфун-К». На втором этапе поднялась вся экспедиция, вплоть до технических машин и остались там до утра, чтобы спуститься на следующий день.
— Работа в условиях гор сложная: дороги узкие, тяжёлые машины проезжали в метре от меня, а за спиной — обрыв. Стоит отдать должное филигранному мастерству водителей: чуть не в ту сторону колесо повернётся, и снесёт меня в пропасть, — вспоминает Алексей Китаев. — Обратно машины ехали на тормозах, при этом под колёсами буквально ползли горные породы. Кстати, автомобили были гружёные — как в боевых условиях.
По итогам экспедиции разработчики учтут все слабые места. Стоит отметить, что испытания техники могут продолжиться ещё несколько лет.
Напомним, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Алексей Китаев