Он не любит купаться, но большую часть рабочего времени находится под водой. Представитель редкой профессии — промышленный водолаз — по долгу службы изучил все заводские водоемы в окрестностях комбината ПО «Маяк». А в свободное время он садится за руль «восьмерки» и гоняет на ралли. 74.ru продолжает серию публикаций о заводчанах Челябинской области, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
Зачем химкомбинату водолаз?
По первой профессии Иван Пикулин токарь-универсал. Он окончил профессиональное училище № 44 в Озерске и даже некоторое время работал токарем на производственном объединении «Маяк». Потом ушел в армию. А когда вернулся, ему предложили сменить профессию и перейти в водолазы.
— Меня это заинтересовало, хоть воды, если честно, побаиваюсь, а купаться вообще не люблю. Чувствовал, что токарь — это не мое, — рассказывает Иван. — На учебу поехал в Воронеж, провел там три месяца. Очень хорошая водолазная школа, инструкторы научили всему, что нужно.
С 2010 года Пикулин работает водолазом на ПО «Маяк». Это ведущее предприятие ядерного оружейного комплекса России. Здесь производятся компоненты современного ядерного оружия, а также перерабатывается отработавшее ядерное топливо реакторов.
Казалось бы, какие водолазы в нашей сухопутной области и при чем тут атомщики? На территории предприятия есть гидротехнические сооружения и несколько технических водоемов: часть из них служит для приема технологических отходов, другие используются для оборотного водоснабжения. А это значит, что нужны люди, которые будут следить за состоянием и эксплуатацией этих объектов.
— Мы обслуживаем плотины, смотрим, нет ли размытости железобетонных плит и водозаборов, — поясняет водолаз реакторного завода Иван Пикулин. — Проверяем крепёжные части водозаборных сооружений. Чистим защищающие решётки, ремонтируем трубы, если требуются. Задвижки устанавливаем, кабель по дну прокладываем.
На предприятии водолазов всего трое. Они работают на озёрах разной величины и глубины — Иртяш, Акуля, Кизылтяш и другие. Работа тяжелая и ответственная, здесь требуется и здоровье, и знания, и особый склад характера.
— Когда ты находишься под водой, отвечаешь сам за себя, — говорит Иван. — А если наверху, то в ответе ещё и за своего товарища — водолаза, работающего в этот момент на глубине.
Ивану Пикулину — 31 год, сейчас у него шестой разряд. В прошлом году повысил квалификацию, и теперь может резать и сваривать конструкции под водой. Обычно водолазы погружаются на глубину до 15 м. Больше всего работы, конечно, летом. Но и зимой без дела не сидят — следят за эксплуатацией водозаборных сооружений. При необходимости погружаются в определенных пространствах в производственных помещениях.
— Под водой интересно работать, когда видимость хорошая. Рыбки плавают, растительность видно, — говорит Иван. — Но приходится работать и в грязных озерах — обслуживаем водозаборы, поставляющие воду для охлаждения ядерных реакторов. Это своего рода здания под водой, к которым подходят высоковольтные провода. Мы их проверяем постоянно. Также следим, чтобы прутья защитных сеток не ломались, не соприкасались друг с другом. Если обнаружили неисправности, то лебедкой поднимаем наверх, чистим, ремонтируем и вновь опускаем. В мутной воде приходится работать на ощупь.
Кстати, под воду они опускаются в костюмах весом под 80 кг. Это специальное водолазное снаряжение сухого типа. Сюда входят медный шлем с тремя иллюминаторами, который весит около 20 кг, ботинки со свинцовой подошвой по 16–19 кг каждый и грузы сзади и спереди по 18 кг. А резиновую «рубаху» вообще растягивают три-четыре человека. В подобном снаряжении во время войны разминировали плавучие бомбы, что, кстати, показано в фильме «Военный ныряльщик».
— В такой костюм самостоятельно не облачишься, — улыбается Иван Пикулин. — В воде еще ничего, а пока тебя оденут — сто раз вспотеешь. Особенно в 30-градусную жару, пять минут вечностью кажутся — быстрей бы в воду.
В таком снаряжении Иван и его коллеги могут работать под водой и час, и два.
— Бывает, надо сделать вроде бы простую операцию — наживить болт или гайку, и никак не получается, — вспоминает водолаз. — Руки в трехпалой рукавице затекают, да еще вода холодная — в апреле мы, например, работали. Или в колодце два на три метра задвижки устанавливали: ни встать, ни сесть, ни развернуться. Приходилось все делать лёжа, что на самом деле не очень-то легко.
На одном из водоемов главной задачей было — не увязнуть в глинистом дне. По словам Ивана, бывало, что почти по пояс в ил засасывало. С трудом выкарабкивался — за счет подкачки воздуха в костюм.
Впрочем, есть у водолазов и более легкое снаряжение с автоматическим сбросом воздуха и шлемом из углепластика. Работать в нем гораздо удобнее. Но чаще всего водолазы «Маяка» погружаются все-таки в том самом 80-килограммовом одеянии.
— В любой работе есть сложности, зарплата невысокая. Но мне все равно профессия водолаза очень нравится, — говорит Иван. — Горжусь своей работой!
Въехал в автоспорт
Ивану всегда нравилась техника. В детстве играл машинками, в юности гонял на велосипедах и мотоцикле. А лет десять назад увлекся автоспортом.
— Зимой попал на соревнования, которые проходили в Озерске, — вспоминает Иван Пикулин. — Скорость, азарт, виражи — как-то все это меня захватило.
Молодой человек купил старенькую «восьмерку» и начал ее постепенно модернизировать. Добился быстрого разгона, но максимальная скорость составляет примерно 160–170 км/ч.
— Двигатель у машины простой, но доработанный, объём 1600 куб. см. Моя машина подготовлена в классе 1600Н, и там разрешаются доработки двигателя, — рассказывает он. — Запчасти все стандартные, но новые. Поршневая группа вымерялась на весах, головка блока дорабатывалась фрезерными работами. Кузов у машины уже третий.
Предыдущие пришлось сдать в утиль. Виной тому — перевороты и столкновения на соревнованиях.
— Восстанавливать уже не было смысла, — говорит Иван — Пришлось опять искать восьмой добрый кузов, усиливать его и ставить каркас безопасности.
Обычно на сборку автомобиля для соревнований уходит два-три месяца. Помогают друзья-товарищи и коллеги по команде.
Пока Пикулин катается в основном по области. В 2012 году Иван стал кандидатом в мастера спорта. Одна из значимых побед — первое место на одном из этапов на гонках в Башкирии в 2014 году.
— Всё упирается в деньги! Автоспорт — удовольствие дорогое, — вздыхает Иван. — И на подготовку машины, и на сами соревнования денег уходит много.
Нынешний год оказался неудачным — авария, поломки. В феврале в Кыштыме проходило ралли «Малахит» — этап Кубка России.
— На первом спецучастке я чуть не рассчитал скорость, неправильно вошел в поворот, и машину вынесло прямо на березу. Впервые до финиша не доехал, — рассказывает Иван. — Летом двигатель накрылся — на одной из последних гонок в Арамиле.
Впрочем, Пикулин не унывает. Сейчас занят сборкой нового двигателя и вместе со штурманов Андреем Денисовым готовится к новому сезону авторалли.
— Люблю в машине ковыряться. В гараж приезжаю и чувствую себя как дома, — признается наш собеседник. — В гонках меня привлекает экстрим. А самое главное — люди, с которыми познакомился благодаря автоспорту. Мы постоянно встречаемся на соревнованиях, многих уже знаю.
Ивана во всем поддерживает подруга Анастасия. Вместе они ездят и на соревнования, и отдыхать на природу.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Сообщество Мы с "Маяка" ВКонтакте