Тенденция не замечать в нашей жизни людей с ограниченными возможностями, к счастью, сходит на нет. И теперь даже знак, обозначающий парко-место для инвалидов, не воспринимается нами как формальность. В преддверии Международного дня инвалидов мы решили узнать, а удобно ли им парковаться в Челябинске?
Количество знаков, обозначающих места парковки для инвалидов, разрасталось и разрасталось, а с 2016 года в Челябинске началась эвакуация с парковок, адресованных инвалидам. Вкупе с большим штрафом (5000 рублей) это спровоцировало у челябинцев волну недовольства и самый популярный вопрос: «А живет ли в городе сколько автомобилистов с инвалидностью?».
Парковка на месте для инвалидов в Челябинске обходится дорого — около 7000 рублей, из которых 5000 рублей — штраф (ч. 2 ст. 19.12 КоАП), 1900 рублей — услуги эвакуации (без учета хранения на штрафстоянке). В 20-дневный срок можно оплатить лишь половину штрафа, но расходы все равно превысят 4000 рублей.
Челябинцев особенно заботят места для инвалидов около торгово-развлекательных центров, где их концентрация кажется чрезмерной, например, у «Ленты» на ул. Бр. Кашириных. «Лента» дотошно выполнила предписание организовывать не менее 10% мест для инвалидов от общего числа и располагать их по возможности ближе ко входу.
Федор Меркульев потерял ногу в результате производственной травмы, но живет полноценной жизнью, более того, занимается конькобежным спортом на серьезном уровне.
— За последние годы количество мест для инвалидов увеличилось, но, знаете, они даже перебарщивают, — говорит Федор. — У некоторых объектов мест настолько много, что у нас объективно нет в них такой потребности. Например, я сам был инициатором изменений на парковке около ТРК «Родник», писал заявления, чтобы количество мест уменьшили. Там все ближайшие к «Роднику» места — для инвалидов, и одновременно их не займут. На самом деле, мы бы предпочли, чтобы такие «избыточные» места перенесли к другим учреждениям, где пока их нет вообще. Получается, где густо, а где пусто. И это вызывает естественное недовольство простых автомобилистов.
Когда смотришь на ситуацию с обратной стороны, необходимость мест для инвалидов не вызывает сомнений. Автомобиль используется не только ради комфорта, но и потому, что в некоторые места крайне сложно добраться иным образом, тем более, если подвижность ограничена.
— Ситуация постепенно улучшается, например при переоборудовании жилого помещения в нежилое частных предпринимателей заставляют оставлять одно парковочное место для инвалидов, если поблизости нет специальной парковки, — рассказывает Дмитрий Степанов. — Это удобно. Большое количество мест появилось около крупных торговых центров, в некоторых случаях, как в ТРК «Урал» или «Алмаз», они имеют специальные металлические ограждения. К сожалению, часто места для инвалидов делают для галочки, и заехать в них проблематично — мешает забор, бордюр, слишком тесные размеры.
Кстати, парковочное место для инвалида имеет ширину 3,6 метра. Поэтому, паркуясь около знака, убедитесь, что между вашим автомобилем и стойкой войдет еще одна машина.
Дмитрий отмечает и другую проблему: после прохождения комиссий, предприниматели нередко демонтируют знак 8.17 «Инвалиды».
— Пример такого места — входная группа по адресу улица Пушкина, дом 55. Был знак, потом его срезали, и доказать что-то очень сложно, потому что единого реестра нет.
С этим мнение согласен Евгений Коробейников:
— Отсутствие реестра — очень плачевно, потому что мы не имеем возможности заранее узнать, где есть места для инвалидов, а если их тайком демонтируют — сложно понять, было ли оно там согласно проекту, — говорит он.
Все опрошенные нами эксперты отмечают постепенное улучшение ситуации как с точки зрения количества места, так и их доступности. Если раньше знаки для инвалидов не видели или не понимали его значение, то сейчас найти свободное место можно все чаще.
— В 95% случаев, если я подъезжаю и прошу автомобилистов уступить мне место для инвалида, люди идут навстречу. Вообще это есть в нашем менталитете: пока не начали наказывать рублем, люди предпочитали не видеть знаков, — рассказывает Федор Меркульев.
Напомним, что опознавательный знак положен инвалидам первой и второй групп, а также машинам, перевозящим таких инвалидов или детей-инвалидов. Уточним, что согласно ПДД, знак 8.17 «Инвалиды» разрешает остановку для автомобилей, оборудованных опознавательным знаком. Поэтому если водитель-инвалид не оснастил машину таковым, эвакуация и штраф будут признаны законными. Обладатели таких знаков могут стоять в местах, где стоянка запрещена, и въезжать на территории, обозначенные знаком «Движение запрещено». За нелегальное использование опознавательного знака «Инвалид» предусмотрен штраф 5000 рублей (ч. 2 ст. 12.4 КоАП). Для подтверждения права на знак водитель обязан предъявить медицинские документы на себя или пассажира.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: читатель сайта