В Челябинске активно растут новые точки общепита, работающие в формате «кофе навынос». На пешеходной Кировке открылась кофейня, где напитки и десерты продаются по одной цене, в Ленинском районе на остановке общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора» появилась кофейня-чайная. Новая точка по продаже кофе радует и жителей северо-запада. Для инициаторов этих проектов это первый бизнес, и все они горят желанием приобщить челябинцев к качественному кофе. Эксперты считают, что единичные заведения берут качеством продукта, но с точки зрения маркетинга все же побеждают сетевые.
Стритфуд по-ленински
Ленинский район не избалован кофейнями. Это и стало одной из причин открыть точку общепита в формате «кофе с собой» на перекрестке улиц Гагарина и Дзержинского. Кофейня заняла павильон, где ранее располагался киоск по выдаче микрозаймов.
— Идея открыть такой бизнес пришла после того, как муж подсел на кофе, продающийся на автозаправках, — рассказала 74.ru совладелец кофейни-чайной «ЧайКоффСкий» Ирина Югова. — Подсчитали, сколько денег он тратил на этот напиток. И решили, что это хорошая рыночная ниша.
Ирина и Артем купили профессиональную кофе-машину, нашли поставщиков бразильского зерна премиум-класса, взяли в аренду павильон, отремонтировали его внутри и облагородили снаружи. Место выбирали проходное, даже специально подсчитывали, сколько человек в час проходит рядом с киоском. Оказалось, свыше 500. Рядом есть несколько пекарен, где тоже предлагается кофе навынос.
— Никаких пакетиков «три в одном», — говорит Ирина. — Мы перемалываем зерно и сразу варим, поэтому получается очень вкусно. Кофе — дело серьезное. Если разок напортачишь, испортишь репутацию, и человек больше не придет.
Средний чек — 80 рублей. Также молодые предприниматели заключили договор с двумя пекарнями и предлагают покупателям выпечку.
Инвестиции в открытие заведения составили более 700 тыс. рублей. По словам Ирины и Артема Юговых, при хорошем раскладе окупить проект они рассчитывают за год. В дальнейших планах — открыть еще одну точку, а потом замахнуться на сеть.
Все по 50
«Фикс прайс» на рынке общепита для Челябинска пока диковинка, тогда как в Москве и Питере подобные заведения уже стали привычными. Кофейня Cafe-Cafe, где все напитки и десерты продаются по фиксированной цене — 50 рублей — официально открылась в начале ноября. До этого некоторое время заведение работало в тестовом режиме.
Расположена кофейня почти на Кировке (на самом деле на улице Карла Маркса) в помещении, где ранее находилось кондитерская «Деколь». С ней же предприниматель договорился и о поставке пирожных.
Несмотря на низкую цену, в ассортименте кафе — несколько видов кофе (американо, эспрессо, капучино, латте). Варят его из бразильского зерна на импортных кофемашинах. Не секрет, что кофе считается высокомаржинальным (себестоимость значительно ниже цены) продуктом. Поэтому инициаторы проекта рассчитывают заработать на обороте. Посетителям предлагаются также чай и холодные напитки.
У заведения дизайн в стиле лофт — чёрно-белые шахматные квадраты, обитая железом барная стойка. Для посетителей всего два стула и мини-стойки у стены, что еще раз подчеркивает основную направленность заведения — продажа напитков на вынос.
Собственник Cafe-Cafe Евгений Тлюняев главной своей аудиторией считает студентов. Именно поэтому в будущем он планирует открыть кофейни с фиксированной ценой рядом с вузами города.
Напомним, в столице Южного Урала действуют сети, торгующие товарами по фиксированным ценам: Fix Price и «Одна цена». Но эти магазины, в основном, продают промтоварную мелочевку, бытовую химию, а из продуктов — чипсы и консервацию. Осенью прошлого года универсам магнитогорской сети «Одна цена» открыл свою точку в Челябинске на проспекте Ленина. А в общепите фиксированные цены используются, как правило, только на бизнес-ланчах.
Съедобный стаканчик
Судя по утренним и вечерним пробкам, пол-Челябинска живет на северо-западе. А значит, аудитория новой мини-кофейни Tochka, открывшейся в павильоне на Комсомольском проспекте, 34, перед зданием «Киномакс-Победа», достаточно широка.
В этом заведении, по словам бариста, решили использовать 100 % арабику (как правило, её смешивают с робустой в разных пропорциях). Кроме того, в новой кофейне предлагают необычные виды кофе, например, сырный латте, кофе с шоколадными подушечками и сушеными бананами.
А еще посетителей заманивают новинкой — кофе в вафельных стаканчиках. Говорят, что благодаря глазури ничего протекать не будет. В общем, выпил кофе — съел стакан. Только надо успеть поглотить все это за 15 минут, чтобы стаканчик не размок.
Мода на кофе must go on
По данным исследовательского агентства Magram Market Research, 57% россиян периодически покупают «кофе с собой», а 22% пьют его каждый день, остальные обходятся без этого напитка. Такие данные социологи получили в ходе опроса горожан в октябре 2017 года. Челябинские эксперты отмечают, что на местном рынке стритфуда — павильонов по продаже кофе с собой, шаурмы, шашлыков и так далее — оживление наблюдается второй год подряд.
— Стритфуд очень сильно продвинулся на рынке, — отмечает руководитель проекта RestoNews Азат Сапармамедов. — Причина популярности — относительно низкая стоимость вложений в бизнес. При этом в хорошем месте можно зарабатывать нормальные деньги.
В Челябинске рынок кофеен пока далек от насыщения, указывают эксперты.
— Если сравнивать с другими мегаполисами, то перспективы для развития есть, — говорит директор по развитию сети Coffee In Владислав Петлюк. — Между центральной Россией и Уралом существует огромная разница в отношении к кофейням. Челябинск — очень хороший город, но культуры кофеен здесь до сих пор нет. Качественные заведения востребованы только мажорами. Мы, к примеру, хоть и начинали с Челябинска, но теперь делаем акцент на развитие своей сети в Москве.
Владислав Петлюк говорит, что часто общается с желающими открыть кофейню. Основные причины, которые называют новички, сводятся к следующему: подарок жене, «надоело работать на дядю» и «раньше работал бариста». Эксперт отмечает тенденцию — как правило, кофейни открывают не коммерсанты, а творческие личности. Именно поэтому они так часто закрываются.
— Главный плюс несетевых заведений — люди вкладывают в проект душу. По продукту единичные заведения выигрывают, но с точки зрения маркетинга побеждают сетевые гиганты, — считает Владислав Петлюк. — Что касается кофейни в Ленинском, район для открытия выбран не самый подходящий. Северо-запад выстрелил бы лучше.
По мнению эксперта, окупаемость такого проекта, как кофейня, занимает 10-15 месяцев. На руку начинающим предпринимателям может сыграть тот факт, что в ближайшее время прогнозируется рост потребления свежего кофе. По данным Euromonitor, в 2018 году россияне выпьют 131 000 тонн кофе: 45% — свежего и 55% — растворимого. При этом в 2011 году на свежий кофе, выпитый жителями нашей страны, приходилось всего 33%.
В Челябинске, по данным 2gis.ru, кофе с собой можно приобрести в 391 организации. Сюда включены обычные кафе, точки общепита в торговых центрах и уличные киоски. Брать кофе лучше напрямую у обжарщиков — в кофейных магазинах или кофейнях, считают эксперты.
— Лучше, чтобы кофе был обжарен в том городе, в котором вы его покупаете, — советует шеф-бариста, совладелица сети кофеен Double B Ольга Мелик-Каракозова. — Он будет свежее и подготовлен под местную воду. А это скажется на правильности его заваривания.
Как ранее сообщал 74.ru, в июле работающая в Челябинске по франшизе сеть кофе с собой Coffee In заявила о приёме к оплате биткоинов. В октябре в Ленинском районе открылась мобильная бургерная «Семипятничный бургер», где посетителям также предлагают свежесваренный кофе на вынос.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Григорий Сотников