Для строительства новой дороги, которая должна связать Челябинск с загородными микрорайонами, могут снести около 40 участков в центральной части СНТ «Петушок». Ещё несколько десятков дачников останутся с видом на трассу. Это следует из проекта, который передали в правление садового товарищества представители администрации Сосновского района и фирмы-подрядчика. На вопросы председателя СНТ Галины Котовой о том, где ещё два варианта прохождения дороги, которые должны быть сделаны согласно техзаданию на проектно-изыскательские работы, ей посоветовали «включить мозги» и «не вставать в позу».
Галина Котова рассказал 74.ru, что визитёры нагрянули без предупреждения. Начальник отдела капитального строительства районной администрации Олег Карпов и представитель ООО «Инжиниринг» Евгений Грязнов искали главного энергетика СНТ, хотели обсудить перенос сетей — дорога нарушит садовые коммуникации, их придётся как-то восстанавливать.
— Этот молодой человек из проектировочной фирмы, Грязнов его фамилия, говорит: «Я пришёл объяснить, где будет дорога, и наладить с вами сотрудничество». Он заявил, что это единственный вариант дороги, об альтернативе речи не идёт, — описала Галина Котова.
Разговор шёл на повышенных тонах. По словам Котовой, мужчины вели себя нагло. Но и председатель, как сама признала, срывалась на крик.
— Грязнов сказал, что мы сейчас должны совместно с администрацией решить все вопросы по сетям — электроснабжению, воде, газу. Я аж закричала: «Мы не хотим ничего решать, мы не пустим вас на свою территорию!», — рассказала Котова. — Они говорили: «включите мозги», «не вставайте в позу». Прокурор области им вынес предписание — найти альтернативу, а они и на него наплевали.
Решимость дачников противостоять захватчикам уже вылилась в то, что осенью на территорию садового товарищества не пустили технику для проведения проектно-изыскательских работ. В итоге машины были замечены на ближайшей свободной земле за СНТ «Вишнёвый», в двух километрах от «Петушка». Котова недоумевает, как можно заложить изыскания такой отдалённости в проект. Она рассказала, что несколько лет назад садоводы, обеспокоенные постоянной сыростью фундаментов, организовали экспертное исследование, которое показало, что земли «Петушка» располагаются на так называемых плывунах, подземных реках.
Одна из пожилых садоводов Нина Александровна, в прошлом профессиональный проектировщик с огромным стажем, взглянув на документы опытным глазом, выявила множество нарушений и расхождений с реальной топографией. Всех нюансов садоводы попросили не публиковать — необходимо собрать козыри для судов, которых, как становится очевидно, не избежать.
Председатель решила пока не сообщать об угрозе самым пожилым владельцам участков, попадающих под снос. Боится, что может сердце прихватить. Сама Галина Котова тоже в незавидной ситуации. Если проект утвердят, то дорога пройдет прямо возле её забора.
Спецкор 74.ru побывал на садовых улицах, где должна пройти автодорога. На одних участках огороды и простенькие домики, на других — ухоженные дачи и капитальные дома, в которых круглогодично живут семьи. В «Петушке» практически нет заброшенных садов. Во многом это объясняется хорошей инфраструктурой — летом водоснабжение круглосуточное, электричество на каждом участке, газ тоже провели уже почти по всему СНТ. Теперь благополучное товарищество окажется разрубленным надвое.
Напомним, ранее на митинге против строительства дороги, на который пришли около 400 садоводов, владельцы участков говорили о том, что после строительства дороги помимо пыли и проблем с сетями в садах снова возобновится воровство. Садоводы заняли позицию активной защиты своей собственности.
— Я запишусь на приём к прокурору области Кондратьеву и снова начинаю подавать жалобы по всем инстанциям. Ведь речь шла о том, что проектировщики предложат варианты, — напомнила Котова. — Я прошу каждого садовода написать заявление в областную прокуратуру, можно через электронную приёмную на сайте. Осенью после наших массовых обращений прокурор вступился за нас и обратился к губернатору. Наша надежда на него, ведь всё это незаконно.
В администрации Сосновского района, в свою очередь, оказались не готовы комментировать ситуацию. Наша беседа с руководителем аппарата Антоном Алексеевым больше была похожа на неуместный торг.
— Нам нужно собрать информацию, изучить ситуацию. Давайте ближе к пятнице. Ну или пишите официальный запрос, но сами понимаете, сколько на него будут отвечать, — предупредил Алексеев.
— Антон Николаевич, это же смешно. Неужели требуется целая неделя, чтобы ответить на два вопроса: будут ли предложены варианты прохождения дороги и когда назначат публичные слушания? Может быть, ситуацию сможет прояснить глава района Евгений Ваганов?
— Нет, сегодня глава района не будет комментировать. 6 декабря выходит из отпуска его первый заместитель Азархин, который как раз курирует этот вопрос, — не сдавался руководитель аппарата сосновской администрации.
На момент публикации материала добиться комментариев властей по сложившейся ситуации так и не удалось. Ранее сообщалось, что проектировочные работы должны быть окончены 10 декабря, и публичные слушания проведут до 20 декабря. Однако из-за жалоб садоводов в УФАС и временной приостановки аукциона, по неподтверждённым пока данным, администрация продлила проектировщикам срок работ до 18 декабря. Дачники опасаются, что публичные слушания по проекту назначат на предновогодние дни, когда люди будут заняты праздничными хлопотами.
Помощник министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Ирина Чернаева сообщила, что к ним информация о публичных слушаниях от администрации Сосновского района пока не поступала. Она пообещала, что дату опубликуют заранее.
Напомним, скандал вокруг планирующейся автодороги разгорелся в августе, когда в СНТ «Петушок» садоводы заметили замерщиков и узнали, что трасса может пройти через их дачи. Как выяснилось, дорогу хотят пустить прямо по участкам, и аукцион на проведение проектно-изыскательских работ уже объявили. В СНТ прошло экстренное собрание владельцев участков, на котором против проекта высказались несколько сотен человек.
7 сентября после волны негодования собственников садов в СНТ «Петушок» чиновники организовали специальную пресс-конференцию. Глава Сосновского района Евгений Ваганов обозначил необходимость строительства транспортной автомагистрали к загородным микрорайонам «Западный», «Залесье», «Вишнёвая горка», «Женева», «Белый хутор», «Просторы», но тогда подчеркнул, что дачники раньше времени начали панику, поскольку проекта ещё нет. Галина Котова заявила о лукавстве властей и продемонстрировала справку о составлении планируемого бюджета строительства дороги с прохождением через сады.
Для изучения общественного мнения миндортранс запустил опрос населения, сформулировав вопрос так: «Считаете ли вы, что необходимо строительство автомобильной дороги от районов новой жилой застройки («Женева», «Белый хутор», «Вишнёвая горка», «Залесье») до автомобильной дороги Шершни — Северный (ведущей к центру Челябинска)». На сайте ведомства за две недели проголосовал 3991 человек. Из них 71% (2 868) высказались за; 25,9% (1 034) — против; 2,2% затруднились ответить.
В октябре по результатам прокурорской проверки глава надзорного ведомства области Александр Кондратьев поставил вопрос перед губернатором Борисом Дубровским о необходимости рассмотреть другие варианты прохождения трассы. Прокурор региона указал на необходимость соблюдения прав всех сторон и на то, что снос садовых участков приведёт к крайне негативным последствиям для людей. Кондратьев отметил, что необходимо искать другой путь решения транспортной проблемы загородных микрорайонов, которым трудно добираться до Челябинска.
Если у вас есть информация о нарушении прав челябинских садоводов, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.