В Челябинске начались проверки автомобилей на чистоту выхлопа: пока в фокус внимания ГИБДД попал коммерческий транспорт, но закупленное недавно оборудование позволит проверять легковушки и сделать контроль регулярным. За невыполнение требований грозит штраф, а в крайних случаях — арест. Что ожидать автомобилистам — разбирался сайт 74.ru.
Первый урожай
Проверки на экологичность начались в конце ноября, а уже в первые выходные декабря счет пошел на десятки машин. В ГИБДД города нам сообщили, что «коптит» каждый пятый из проверенных автомобилей.
Для исследования выхлопных газов используются пять газоанализаторов, но в ближайшее время их количество увеличится до двадцати. Если в первые дни проверок ГИБДД проверяла дизели измерителем дымности МЕТА-01 МП, то в в будущем проверки коснутся владельцев бензиновых легковушек, сообщили в пресс-службе ведомства.
Каковы нормативы на экологичность выхлопа?
В перечне неисправностей ПДД есть пункт 6.1: эксплуатация запрещена, если содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ Р 52160-2003.
Первый ГОСТ касается бензиновых двигателей, второй — дизелей. Проверка выполнения этих же нормативов делается во время государственного техосмотра, но поскольку существует он лишь в теории, большинство автомобилистов не знают, укладывается ли их автомобиль в требования.
Для бензиновых автомобилей контролируется содержание угарного газа СО и несгоревших углеводородов. Допустимые концентрации зависят от года выпуска автомобиля. Рубежи приходятся на 1 января 1987, 1 января 2007 и 1 января 2013 года. Отличия существенные: например, для «Жигулей» середины 80-х допустимо 4,5% СО в выхлопе, для новой иномарки — 0,3%. Это не значит, что требования к новым автомобилям выполнить сложнее: системы впрыска, электронный контроль и нейтрализаторы позволяют исправной машине укладываться в нормативы.
Для сравнения, четвертый и пятый экологический классы ограничивают выбросы СО на уровне 1 грамма на 1 км пути, что в пересчете на доли составляет примерно 0,1%. Другими словами, чтобы продавать автомобили в России, автопроизводители должны выполнить достаточно строгие нормативы.
У дизелей основным критерием является дымность отработавших газов, которая измеряется оптическим прибором. Чуть мягче требования для двигателей с наддувом (до 3 м-1), которые получили сегодня наибольшее распространение.
— В ходе рейда проводилось экспресс-измерение дымности отработавших газов автомобилей, тракторов и других транспортных средств с дизелями, — уточнили в пресс-службе ГИБДД. — Измерение проводилось двумя способами: регистрировалось либо пиковое значение дымности в режиме свободного ускорения, либо текущее значение при максимальной частоте вращения двигателя.
Что грозит за невыполнение
Естественно, с течением времени выхлоп автомобилей «ухудшается». Загрязнение форсунок, некачественное топливо, нарушение работы датчиков, снижение эффективности турбокомпрессора — все это может повысить содержание угарного газа, несгоревшего топлива или сажи в выхлопе.
Наказание, на первый взгляд, не слишком суровое: по ст. 8.23 КоАП водителю грозит штраф 500 рублей. Должностным лицам по 8.22 КоАП могут выписать штраф 500–1000 рублей.
Тем не менее у инспектора есть рычаги воздействия на водителей.
— Во-первых, грязный выхлоп не считается неисправностью, которая возникла в пути, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Другими словами, водитель должен либо устранить проблему, либо доставить машину в сервис на эвакуаторе. Во-вторых, есть примеры, когда за невыполнение требований инспектора устранить неисправность водителя привлекают по ст. 19.3 КоАП, которая подразумевает санкции вплоть до административного ареста. Мне известны такие случаи применительно к тонировке: через несколько часов или дней водитель попадается повторно, и ему вменяют неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Полагаю, такая практика может применяться и к водителям, чьи машины не укладываются в экологические нормативы.
Законны ли экологические проверки на дороге?
В среде автомобилистов популярно мнение, что остановить автомобиль для технической инспекции можно лишь на стационарном посту: это не так, и новая редакция административного регламента разрешила в том числе остановку для проверки документов. А п. 111 нового регламента перечисляет основания для проверки технического состояния: визуальные признаки нарушения, ориентировки, специальные мероприятия, участие автомобиля в ДТП.
Для массовых проверок на экологичность наиболее логичным поводом являются специальные мероприятия по распоряжению руководства инспекции. Правда, обоснованность такого подхода не бесспорна:
— Дело в том, что административный регламент не является документом, которому обязан подчиняться водитель, — рассуждает Юрий Панченко. — Регламент надзора за техническим состоянием утвержден приказом МВД №727, и в нем нет указаний, что проведение специальных мероприятий является основанием для проверки, а водители должны в ней участвовать. Другое дело, что приказ 727 разрешает инспектору осуществлять проверку, если выявлены визуальные признаки нарушения, поэтому на практике он может сказать, что выхлоп имеет характерную окраску, что дает право на инструментальный контроль.
Нужны ли проверки?
Нужны ли Челябинску экологические проверки автотранспорта?
Экологические «чистки» транспорта начались в Челябинске на волне недовольства качеством воздуха.
— Это все ерунда и показуха, — считает читатель Алексей Варламов. — Совершенно понятно, что транспорт и НМУ есть и в других городах России, но такой вони нет нигде. Этими проверками власти пытаются отвлечь внимание от истинной проблемы — промышленного загрязнения воздуха. Сначала нужно решать первоочередные задачи, а потом браться за второстепенные.
Впрочем, состояние автопарка также влияет на качество воздуха, поэтому в статусе одной из мер по улучшению экологической обстановки такой подход имеет право на жизнь. Тем более содержание угарного газа и дымность достаточно хорошо отражают характеристики двигателя, влияющие на его экологичность.
Другое дело, что нормативы, особенно для старых автомобилей, достаточно либеральные, а помимо технического состояния на загрязнение воздуха влияет количество автомобилей, режим езды, возраст. Наконец, не забудем про сравнительно мягкое наказание — штраф в 500 рублей во многих случаях дешевле диагностики, не говоря о ремонте. Ситуация улучшится качественно лишь при массовых «зачистках».