В редакцию 74.ru обратился владелец дизельного автомобиля Анатолий, который еще в прошлом феврале купил две канистры дизтоплива впрок и обнаружил странное явление — одно из них превратилось в «летнюю солярку».
Покупка зимнего дизтоплива на будущий год является перестраховочной мерой: осенью не все заправки вовремя переходят на промежуточное, а потом зимнее топливо, поэтому существует риск залить летнюю «солярку», когда ночные температуры уже отрицательные. Анатолий надеялся, что прошлогоднее зимнее топливо спасет его от рисков в межсезонье.
— Я купил топливо на двух заправках и хранил его 10 месяцев в закрытой железной канистре в теплом месте, — рассказывает он. — В этом году при температуре -10 градусов одно топливо сохранило прозрачность, а второе — сильно загустело и помутнело, по сути, стало обычным летним! Почему это произошло?
Российские нормативы (ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 305-2013) подразумевают, что дизельное топливо сохраняет свои качества при соблюдении условий транспортирования и хранения в течение пять лет со дня изготовления. Условия хранения изложены в ГОСТ 1510-84: например, тара должна иметь антикоррозийное покрытие, застывающие продукты необходимо хранить при определенной температуре (зависит от вида нефтепродукта) и так далее. При попытках судиться с производителем такого топлива или АЗС автовладельцу, скорее всего, укажут на «негостовские» условия хранения.
Если предположить, что условия хранения были приемлемыми, то потеря качества может произойти из-за использования некачественных присадок. При изготовлении зимнего дизтоплива используют так называемые депрессорные присадки, которые препятствуют превращению жидкости в парафиновое желе.
— В описанном случае, скорее всего, топливо либо неправильно хранилось, либо испортились присадки, которые добавляют в топливо для снижения температуры застывания, — поясняет директор по развитию производства компании LAVR Максим Борисовский. — Вообще, дизельное топливо имеет в себе гораздо больше присадок, чем бензины, которые, конечно, тоже имеют свои сроки годности.
Таким образом, чудесное превращение зимней «солярки» в летнюю имеет физическую основу. Это означает, что смысла покупать топливо впрок не так и много: если АЗС не слишком печется о качестве, оно может попросту испортиться за время хранения. На солидных заправках с большим оборотом топлива, как правило, переходят на морозоустойчивые сорта вовремя. Напоминаем, что в Челябинской области переход на зимнее дизтопливо осуществляется в два этапа: с 15 сентября оно должно иметь температуру помутнения не менее -10 градусов, а с 1 ноября — не менее -22 градусов (фильтруемость до -32 градусов).