На улице III Интернационала, 114, на территории электроподстанции «Восточная», открылась первая в городе официальная зарядная станция для электромобилей, и в этот же день она приняла первого клиента. Им стал Mitsubishi i-Miev, принадлежащий оператору зарядной станции. Кто будет реально пользоваться такими заправками, пока не ясно, ведь владельцев электромобилей в городе можно пересчитать по пальцам.
Зарядить электромобиль можно и от обычной бытовой розетки, чем чаще всего и пользуются их редкие челябинские владельцы — их всего семь человек. Но бытовая розетка не переваривает больших токов, которые, как правило, ограничены величиной 16А. Это приводит к увеличению времени зарядки, и если для малышей вроде i-Miev достаточно порядка 8 часов, то Tesla Model S потребует на зарядку от бытовой розетки... более суток!
Профессиональные станции способны выдавать значительно больший ток и мощность зарядки, например, белорусская «зарядка» T-Zone рассчитана на максимальную мощность до 22 кВт — в случае с Tesla Model S с аккумулятором на 100 кВт*ч это означает, что время зарядки снизится до приемлемых 5-6 часов. У Mitsubishi i-Miev аккумулятор емкостью 16 кВт*ч теоретически можно было бы зарядить менее чем за час, однако зарядное устройство, которое использовалось во время презентации, рассчитано только на 16А (3,5 кВт), поэтому полная зарядка занимает, по нашим оценкам, не менее 6 часов.
На самом деле у каждого электромобиля, как правило, есть несколько разъемов. Станция также рассчитана на разные типы подключения, поэтому при использовании более мощных кабелей (они идут в комплекте к электромобилю) можно сократить время пополнения энергии.
Пока зарядная станция будет использоваться в тестовом режиме: она находится территории электроподстанции, въезд на которую закрыт шлагбаумом. Но владельцы электромобилей могут заезжать и пользоваться ей, причем, пока бесплатно.
— Говорить о тарифах пока преждевременно, — объяснил директор филиала «Челябэнерго» ОАО «МРСК Урала» Сергей Золотарев. — Мы начинаем тестовую эксплуатацию, чтобы понять все особенности работы таких устройств. Но думаю, что тарифы будут складываться из стоимости самой электроэнергии и стоимости обслуживания электрозарядной станции, которая невелика.
Пока стоимость энергии для электромобиля существенно ниже, чем для автомобилей: например, если километр пробега по бензину стоит сегодня порядка 4 рублей, то в случае с электромобилем при тарифе 3,5 рубля за кВт*ч — 35-70 копеек.
Однако экономия во многом лишь иллюзорная: при активном развитии сети электрозаправок тарифы могут стать значительно выше бытовых, а главное, сами электромобили стоят крайне недешево и, по сути, не окупаются за срок эксплуатации. Скажем, стоимость Nissan Leaf — автомобиля класса Ford Focus и VW Golf — составит в России, по оценкам, около 2 млн рублей, что почти в два раза дороже бензиновых аналогов.
Кроме того, электромобили пока отличаются небольшими пробегами на одной зарядке, особенно в мороз, когда снижается емкость литий-ионных аккумуляторов и возрастает потребление энергии (в том числе на обогрев салона). Например, показанный на фото Mitsubishi i-Miev проходит на зарядке до 160 км, но зимой пробег составит не более 100 км, да и то если не слишком усердствовать.
Тем не менее переход на электромобили является общемировым трендом, и Урал делает первые шаги в этом направлении. До сих пор ко многим проблемам электромобилей добавлялось и отсутствие развитой сети зарядных станций — именно эту задачу решает ОАО «МРСК Урала». Первые электрозарядные станции уже работают в Пермском крае и Свердловской области, а в Челябинской скоро откроется вторая ЭЗС на трассе в сторону Екатеринбурга близ деревни Аллаки (примерно середина пути).
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.