Жители города завалили редакцию 74.ru сообщениями о «маршруточном беспределе». Микроавтобусы мешают пешеходам, проезжают на красный и напрочь игнорируют полосность движения — впечатление, будто все происходит в диковатой южной стране. Мы решили разобраться, есть ли способ справиться с этой давно назревшей проблемой.
Вот пример проблемного места, которое фигурирует в дюжине жалоб: перекресток улицы Свободы и проспекта Ленина. Крайняя полоса со стороны вокзала предназначена здесь исключительно для поворота направо по стрелке, но маршрутчики ежеминутно используют ее для поворота налево, объезжая пробку. Пикантность видео придает вид двух инспекторов ГИБДД. Автор этого видео Александр отмечает:
— Каждый такой маневр — это целый букет нарушений: проезд на запрещающий сигнал светофора, заезд за стоп-линию, несоблюдение знаков... Картину можно наблюдать здесь даже в выходной, когда потока машин нет. Маршрутчики настолько привыкли так ездить, что если перед светофором стоит 1-2 машины, они норовят их объехать. А чувствуя безнаказанность, они и будут так ездить. Кто их крышует?
Мы обратили внимание городской ГИБДД на этот перекресток и договорились выехать в совместный рейд, тем более «клёв» в этом месте обещает быть рыбакам на зависть.
А вот фотография с улицы Академика Королева, где маршрутки №24 загромождают остановку, превращая ее в стоянку. Их хвост тянется через переход, мешая людям, а другой маршрутный транспорт высаживает людей на проезжую часть.
— Были многочисленные письма и жалобы в администрацию Центрального района, в управление транспорта, в ГИБДД, но были одни отписки, что проведут работу, но по факту ничего не меняется, — писал нам автор фото Сергей.
Похожая ситуация встречается повсеместно: например, на ул. Бр. Кашириных в районе перекрестка с Молодогвардейцев вереница маршруток регулярно перегораживает пешеходный переход, хотя длина остановки позволяет проехать дальше и высадить пассажиров на самой остановке, а не перед ней.
Вот еще одно видео, где маршрутка игнорирует и полосность движения, и сигналы светофора, да и просто здравый смысл.
И когда мы говорим о массовости нарушений, мы не преувеличиваем: если появляется возможность выиграть несколько секунд, маршрутчики нарушают поголовно. На видео выше — перекресток проспекта Ленина с ул. Горького в районе Комсомольской площади. Обратите внимание: пролетев на красный, водители не выиграли ничего, потому что угодили в пробку на остановке, которую сами же организовали.
Предъявлять претензии каждому конкретному маршрутчику бесполезно: он играет по правилам, которые установили власти. Если его зарплата зависит прежде всего от скорости движения по маршруту, он изыщет способы сократить время.
Можно ли решить проблему системно? Первой на ум приходит ГИБДД, в ведении которой находится в том числе коммерческий транспорт.
— Да, мы проводим рейды по маршруткам регулярно, — подтвердили нам в ведомстве. — Например, за прошедшие полтора месяца было восемь мероприятий с привлечением службы автодорожного надзора, администрации города, налоговой инспекции и других структур. В ходе проверок были выявлены 240 нарушений. Среди нарушений — остановка и стоянка в запрещенных местах, нарушение правил перевозки, технические неисправности. В том числе контролировалась дымность выхлопных газов у дизельных маршруток.
Эффективны ли эти меры? Судите сами: каждая остановка маршрутки сотрудниками ГИБДД вызывает понятное недовольство пассажиров. Иногда они вынуждены искать другой транспорт в середине поездки. А что получает водитель? Например штраф за грязный выхлоп и другие неисправности — 500 рублей, за нарушение правил перевозки людей — 500 рублей, остановка на пешеходном переходе — 1000 рублей, поворот налево из неправильного ряда — 1500 рублей.
В целом, это немаленькие суммы, если бы штрафы выписывались регулярно и оплачивались виновниками. В реальности же маршрутчики предупреждают коллег о расположении экипажей ГИБДД, а сами акции проходят не каждый день, так что единичные штрафы вряд ли вынудят их изменить отношение к профессии.
Проблема требует более системного решения. Директор ООО «Первая гильдия +» Рустам Тимуршин (маршруты №14 и №36) считает, что трудность, скорее, в законодательных дырах.
— Этот вопрос поднимается властями регулярно уже года четыре, и прогресс все же заметен, — говорит он. — Если брать полноценные автобусы, то их водители правил не нарушают. Что касается частных, то в этой сфере не хватает контроля. Каждый день в городе по разным оценкам от 500 до 1300 лишних маршруток, под которыми я понимаю машины нелегальных перевозчиков или те, что не должны были выходить на маршрут в этот день. Закон 220-ФЗ регламентирует деятельность легальных перевозчиков, но что касается «нелегалов» — они не попадают под его действие. Под нелегалами мы понимаем машины организаций, которые имеют лицензию на перевозку, но у них нет договора, не оговорены никакие условия. Что можно с ним сделать?
Хорошо, допустим, выявлением «левых» перевозчиков займется ГИБДД и прочие структуры. Могут ли легальные компании ввести жесткий внутренний контроль для своих водителей? Ведь организовать его можно даже силами самих пассажиров: пусть присылают видео нарушений, а наш сайт выступит посредником, отправляя видео адресатам. В конце концов, разве сами перевозчики не заинтересованы в минимизации рисков?
— Пока есть нелегалы, проблему не решить, — уверен Рустам Тимуршин. — Мы применяли к водителям санкции, но доходило до того, что они бросали машины прямо в рейсе и уходили к конкурентам, которые не штрафуют своих водителей. Должны быть единые правила игры и законодательство без дыр.
Массовые нарушения маршрутного транспорта сложно победить на уровне отдельно взятого ведомства или отдельно взятой компании. Но с этим можно справиться на уровне высшей власти региона, потому что сколько бы не выдвигалось аргументов, ни один маршрутчик не поедет в «левый» рейс, если ущерб от наказаний сравняется с его заработком. А способов добиться этого немало.
Ваше отношение к манере езды маршрутчиков