В сезон зимней слякоти ГИБДД заняла весьма бескомпромиссную позицию в отношении водителей, заезжающих за стоп-линию, даже если она не видна: ориентироваться нужно на знак «Стоп-линия». Но мы нашли как минимум один перекресток, где линии-невидимки есть, а знаков — нет.
На пересечении ул. Бр. Кашириных и Каслинской работают комплексы видеофиксации нарушений, в том числе они ловят водителей за проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф 1000–5000 рублей) и заезд на стоп-линию (800 рублей). Камеры контролируют три направления перекрестка, кроме подъезда по Кашириных со стороны северо-запада.
При движении по Каслинской от Дворца спорта на пути водителя будет целых две стоп-линии — одна на подъезде к перекрестку, вторая — внутри него в разрыве разделительной полосы. В обоих случаях отсутствуют знаки «Стоп-линия», позволяющие понять ее расположение.
Подобная схема движения обязывает водителей реагировать на все светофоры, что встретятся при проезде перекрестка. Въехав на зеленый, водитель обязан остановиться перед стоп-линией внутри перекрестка, если установленный там светофор переключился на красный.
Обратите внимание — светофорные объекты на перекрестке работают вразнобой: красный на первом пересечении загорается раньше, чем на втором. Это сделано с умыслом, чтобы автомобили, въехавшие на перекресток, не загромождали его. Но при включении красного на второй паре светофоров стоп-линия обязывает останавливаться перед дальним пересечением, иначе водителю могут вменить проезд на запрещающий сигнал светофора, даже если он завершал поворот налево. Большинство автомобилистов старается соблюдать это правило.
Но как быть, если знаков «Стоп-линия» нет, а саму разметку не видно под снегом или слоем грязи, которая покрыла все дороги Челябинска из-за активного орошения реагентами? Сегодня во время съемок мы лично были свидетелями ситуаций, когда водителям приходилось экстренно тормозить, заметив разметку в последний момент.
За комментарием мы обратились в ГИБДД Челябинска.
— Мы примем к сведению информацию об отсутствии знака перед указанным перекрестком: в момент последней инспекции в начале месяца знак там был, — рассказал заместитель начальника центра автоматической фиксации административных правонарушений Андрей Смирнов. — Что касается стоп-линий на самом перекрестке, их там быть не должно, именно поэтому там демонтировали знаки 6.16 «Стоп-линия» и убрали саму стоп-линию. Это сделано прежде всего для того, чтобы облегчить проезд через перекресток, потому что иначе в разрыве разделительной полосы по Кашириных там скапливались машины, которые мешали тем, кто разворачивались и поворачивали налево с ул. Кашириных.
Кстати, ненужность этих стоп-линий отмечали читатели, например вот как описал проблему автомобилист Сергей:
— При повороте налево с Кашириных буквально сразу же упираешься в стоп-линию. Причем таблички стоп-линий нет (письмо прислано в октябре 2017 года. — Прим. ред.). Когда зимой разметку укроет снегом, большинство водителей будут попадать в ловушку: на данном перекрестке есть камеры. Вечерами — постоянно скопление машин, и на этот островок влезает две-три машины. Где-то год назад стоп-линии не было, и машины спокойно проезжали к границе перекрестка. Пожалуйста, пусть ГИБДД вернет как было.
Выходит, ГИБДД и вернула «как было», с одним нюансом: убрав знак «Стоп-линия», дорожные службы не демонтировали саму стоп-линию. Получилась очень двусмысленная ситуация: водители продолжают останавливаться в разрыве разделительной полосы, пытаясь угадать стоп-линию, а в ГИБДД рекомендуют проезжать перекресток без остановок под честное слово не штрафовать. Но удастся ли оспорить штраф с камер, если на видео будет отчетливо видна так и не убранная стоп-линия? Пока разметку не удалят полностью, мы не рекомендуем рисковать.
Кстати, перекресток в самом деле напряженный: пока мы снимали, то и дело слышались возмущенные сигналы водителей друг другу. В основном — из-за скопления машин в разрыве разделительной полосы.
Так что же делать водителям? По стандартам стоп-линию рисуют в пяти метрах перед светофором, установленном на стойке, поэтому оставляйте больше корпуса машины до его стойки. Утешение слабое, но в каких-то ситуациях может помочь.
Если все же получите штраф за плохо видимую стоп-линию в отсутствие знака-дублера — оспаривайте (подробная инструкция). В жалобе указывайте, что дорожные условия не позволяли увидеть разметку с места водителя, а знака 6.16 на обочине не было.
Оснащенные камерами перекрестки в Челябинске постепенно приводят в цивилизованный вид: все больше светофоров с обратным отсчетом, почти везде есть дублирующие знаки «Стоп-линия». И все же недоработок еще много, например стремление властей выполнить требования ГОСТов привело к появлению дублирующих знаков «Пешеходный переход», но в ряде случаев совершенно бестолковым образом. Например, на оснащенном камерами перекрестке ул. Красной и пр. Ленина такой знак закрывает видимость светофора, а на пересечении пр. Победы и ул. Молодогвардейцев один знак дышит в затылок другому.
Складывается впечатление, что при обустройстве города слишком много ошибок допускают подрядчики, мы уже писали о крайне спорной разметке на ул. Бр. Кашириных, которую исполнители просто забыли дорисовать. Впоследствии ее переделали, но лучше не стало.
Есть и позитивные примеры: через год после появления проблемы, устранена ловушка около «Синегорья».
Если вы знаете другие перекрестки, оснащенные камерами видеофиксации, где стоп-линия не имеет дублирующего знака, пришлите разборчивые фото или видео нам на почту no-reply@74.ru.
Напрягают ли вас плохо видимые стоп-линии?