На работе Максим проверяет качество связи и следит за коммуникационными сетями. А в свободное время облачается в красную рубашку, цветастую жилетку и чёрную шляпу, залихватски ударяет по гитарным струнам. И превращается в настоящего цыгана, поющего берущие за душу романсы. 74.ru продолжает проект «Несуровый Челябинск» — серию публикаций о работниках челябинских предприятий и компаний, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
Всегда на связи
По первому образованию ныне работающий инженером связи компании «Ростелеком» Максим Юнусов — технарь. Окончил Челябинский машиностроительный техникум по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Правда, с авторемонтной дорожки свернул сразу и больше на эту стезю так и не вернулся.
— Еще во время учёбы в техникуме записался в школу ДОСААФ, — вспоминает Юнусов. — Ходил на курсы радиотелемехаников. И эта профессия нравилась мне всё больше, привлекала отрасль связи.
В армии он служил командиром техотделения в танковых войсках, потом стал замкомвзвода. Служба проходила на российско-китайской границе, в Приморье и на Камчатке.
А затем отдал 15 лет Челябинскому кузнечно-прессовому заводу, отработав горячий стаж в цехе контрольно-измерительных приборов и автоматики. Там в обязанности Юнусова входило обеспечение работоспособности системы различных датчиков и приборов.
В 1997 году Максим пришёл в «Ростелеком». Тогда предприятие называлось просто городской телефонной сетью.
— На работу меня принимал сам Вячеслав Пиневич — широко известный в те времена руководитель ГТС, — вспоминает Максим Юнусов.
Люди постарше говорят, что с Пиневичем связана целая эпоха в развитии телефонной сети города. Тогда всего за несколько лет в городе ввели 24 АТС на 233 тысячи номеров и Челябинск занял третье место в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, по количеству домашних телефонов на тысячу жителей.
Сначала Юнусов трудился электромонтёром, потом постепенно повышал квалификацию, переходил на другие должности.
— Был свидетелем внедрения новейших технологий — оптико-волоконных систем, благодаря чему резко увеличились скорости соединения, — рассказывает Максим. — Конечно, часть линий из медного кабеля ещё осталась, приходится их обслуживать.
Максим работает в лаборатории, которая занимается измерением параметров кабелей — и медных линий, и оптико-волоконных.
— Если строят новый дом, там сразу прокладывают оптико-волоконные линии связи. Ставят специальные шкафы, проводят оптику к абонентам, — объясняет он. — А мы должны все эти работы принять — измерить параметры, проверить, как доходит сигнал до коробки, какое качество связи обеспечивается.
Если раньше прокладкой кабеля и другими работами занимались сами связисты, то теперь всё это отдано на аутсорсинг. Обнаружив неисправности, например, потерю мощности или разрыв соединения, инженер связи составляет протокол и направляет его подрядчику — строительной организации.
Максиму Юнусову приходится работать и в кабинете, и на выездах.
— Много рутины — протоколы, отчёты. Зато больше энергии остаётся на творчество, — улыбается он.
Чем быстрее развивается техника, тем меньше народу задействовано в ее обслуживании. Вот и у них в лаборатории в последние годы постепенно сокращается число работников.
Кстати, доскональное знание радиотехники помогает в домашних заботах. Дома Максим всё, начиная от телефона и утюга и заканчивая телевизорами и компьютерами, чинит сам.
Гитарный перезвон
В 6-7 лет Максим впервые взял в руки гитару. И с тех пор не расстаётся с любимым инструментом. Учил играть на гитаре друзей, в шестом классе создал первый коллектив. Одноклассники выступали на школьных мероприятиях, играли в местном ДК на танцах. Максим жил тогда в поселке Железнодорожный под Копейском. Юнусов не только хорошо играет на гитаре, но и отлично поёт.
— С генами, наверное, голос передался, — рассуждает с улыбкой Максим Юнусов. — У меня дед и пел хорошо, и прекрасно играл на баяне, на тульской гармошке с колокольчиками! Всегда был душой компании.
Родители Максима тоже пели. Вообще, в семье музыку любили и находили время для песен и танцев. Видимо это и предопределило тягу Юнусова к творчеству. В 70-80-е годы прошлого века в нашей стране были очень популярны вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Их участники в основном были самоучками. Сейчас тоже коллективов много, но они уже более профессиональные, отмечает Максим.
— Брать аккорды на гитаре я научился сам, — рассказывает Юнусов. — Мой дядя играл в ансамбле, показывал аккорды. Однажды взял я его семиструнку, ноты и буквально за месяц всё выучил.
Занимался парень каждый день по часу — даже будильник ставил на это время.
— Пальцы болели от металлических струн, аж кожа лохмотьями слезала, — вспоминает Максим. — Но так мне хотелось научиться играть, что ничего не замечал. В итоге освоил все сложные аккорды.
С аппаратурой тогда тоже сложно было. И ребята сами строгали гитары, переделывали пионерские барабаны в эстрадные и находили тарелки.
— Первую электрогитару сам сделал. Датчики мотал, схему паял, в качестве усилителя поставил старинный приёмник, ламповый ещё, — улыбается наш герой. — Всё звучало так громко, интересно, объёмно. По тем временам казалось, что круто.
Репетиции проходили во дворце культуры. Там юные гитаристы подключались к огромным колонкам, которые использовались для озвучивания кинофильмов. И кайфовали от такого объёмного звучания.
Позже, где бы Максим Юнусов не находился, везде организовывал музыкальные коллективы. И в армии, и на ЧКПЗ, и в Ростелекоме. На нынешней работе действует вокальная группа «Спектр» — поющие сотрудники Ростелекома выступают на корпоративных мероприятиях, во время выездов на природу и песен у костра.
Сейчас у Максима Юнусова 10 гитар: электро, акустика и так далее. На полставки он работает руководителем музстудии в ДК ЧКПЗ. В 2011 году окончил челябинский педуниверситет, факультет народного художественного творчества.
— Играю практически на всём, — пожимает плечами он. — Ну, раз был руководителем коллектива, на всём должен уметь играть: клавишные, фортепиано, бас-гитара, барабаны, аккордеон…
Раньше в студии много детей занималось, сейчас больше взрослых. Даже те, кто на пенсию уже вышел, приходят — бабушки замечательно поют.
— Народ всегда к песне тянется, вне зависимости от кризисов, — отмечает Максим Юнусов.
Цыганские мотивы
Более 15 лет Максим Юнусов руководит театром цыганской песни «Рада». Создавался он спонтанно. А началось всё с похода на базар.
— Я всегда любил петь романсы, в том числе лиричные цыганские, — говорит Максим. — Постепенно начал набирать группу, дочь Юля у меня там же пела. Однажды пошли в Челябинске на базар, увидели, что цыгане торгуют. Спросили, не хочет ли кто-нибудь с нами попеть. По цыганской почте быстро всё передали. В итоге мы нашли двух сестёр с прекрасными голосами.
Сегодня Юнусов поёт и по-русски, и по-цыгански. Знает много цыганских песен, хотя сам к ромалам отношения не имеет. Но настоящие цыгане в коллективе всё же есть — четыре человека. Один из них раньше работал в Москве в группе «Ромэн». Разработали несколько программ: цыганочка с выходом, гадания, песни; на полчаса, часовые, полтора, два. В театре цыганской песни выступают 10 человек: две гитары, скрипка и девочки танцуют.
— Поднесём чарочку, споём старинные таборные романсы, цыганские песни, станцуем зажигательные танцы, — завлекает публику Максим. — Погадаем и проведём выкуп невесты весело под живой аккомпанемент скрипки и гитары!
Театр цыганской песни «Рада» часто зовут на корпоративы и дни рождения. Ездят по городу, области и в Казахстан.
Ежегодно в декабре Максим берёт две недели отпуска и устраивает «новогодний чёс».
На работе уже все привыкли — отпускают.
— Но совсем в творчество уходить не хотелось бы, — уверяет он. — Музыка и песни у меня больше для души.