Компания, выпускающая рыбные пресервы под торговой маркой «Морис», ищет нового хозяина. Приобрести «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» с 20-летним стажем работы можно за 37 миллионов рублей. О причинах продажи предприятия и перспективах нового владельца и рынка в целом — в материале 74.ru.
За 37 миллионов рублей владелец предлагает «живой бизнес с торговыми марками, каналами продаж и всеми активами», говорится на сайте объявлений.
— Цена названа сразу за три предприятия — производственную компанию, держателя активов и торговый дом, — рассказал 74.ru Дмитрий Омельченко, представитель собственника — ООО «ЧРПЗ». — Новому собственнику не придётся перезаключать договоры с магазинами и торговыми сетями, докупать оборудование и нанимать персонал. Это готовый бизнес, расположенный почти на 2,5 тысячи квадратов собственных площадей. Ему также передадим право на торговое представительство ряда федеральных рыбных брендов. Можем, кстати, дополнить сделку холодильниками и прочими активами. Продажа предполагается через смену учредителей компаний.
ЧРПЗ работает в Челябинске два десятилетия — с 1999 года. Выпускает более 130 наименований пресервов из сельди, скумбрии и горбуши, икру мойвы и сельди, кильку целую и филе, морскую капусту. Плюс к этом развивает отдельное направление по переработке овощей.
— Продажа ни в коем случае не связана с какими-то плохими экономическими показателями, — подчерккнул Дмитрий Омельченко. — Напротив, мы прекрасно пережили санкции, несмотря на то, что из-за них стоимость рыбы — нашего сырья — выросла примерно наполовину. Санкции подтолкнули нас к запуску нового направления по переработке овощей, которое на удивление хорошо развилось и помогло нам сохранить объёмы прибыли. А сейчас постепенно цены на рыбу поползли вниз, а наша выгода, соответственно, вверх. В общем, у бизнеса прекрасный потенциал, а продаёт его владелец, чтобы развить другое, более интересное для него направление.
Представитель собственника уверяет, что рыбоперерабатывающее предприятие «работает как часы».
— Механизм зарабатывания денег отлажен, функционирует без сбоев и при небольших трудозатратах, — отметил Дмитрий Омельченко. — Замечательный коллектив, многие трудятся с момента основания бизнеса. Наша продукция есть на полках «Пятёрочки», «Магнита», «Дикси», «Ленты» и всех региональных сетей — около 35–40% рынка. Давно работаем с Екатеринбургом, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Если начать раскачивать бизнес, прибыль, разумеется, подрастёт. Мы же особо не форсируем события — просто некогда. А увеличить объёмы производства, кстати, можно в два раза — достаточно запустить вторую смену.
Рынок по продаже рыбы в южноуральской столице хорошо развит, но сильных конкурентов своему производству на Челябинском рыбоперерабатывающем заводе не видят.
— ЧРПЗ специализируется преимущественно на солёной морской рыбе, в основном сельди, — объяснил представитель собственника. — Подобных крупных производителей в регионе больше нет, кроме, пожалуй, «Продсервиса». Но их направление — копчёная рыба. Получается, каждый из производителей нашего региона нашёл свою нишу, никто не конфликтует, спокойно работаем.
Между тем игроки рынка отмечают, что продать предприятие собственнику бизнеса будет непросто.
— Насколько знаю, этот завод продают уже года три, — напомнил директор ООО «Бионика» Салим Шарыпов (строит на Южном Урале осетровый завод мощностью 350 тонн осетра и 10 тонн икры в год, стоимостью 700 миллионов рублей). — Технологически он несколько отстал. Следовательно, по законам рынка у него должно начаться сокращение прибыли. А чтобы повысить маржинальность, придётся вложить немало средств в модернизацию ЧРПЗ. В общем, думаю, за 37 миллионов его никто не купит.
Конкурентов в продающемся бизнесе владелец будущего осетриного завода не видит, потому что «предприятия очень разные».
— Мы будем работать на собственном сырье, они — на привозном, — уточнил Салим Шарыпов. — Мы выходим в премиальный сегмент, ЧРПЗ работает в низовом ценовом сегменте. Да и объёмы выпуска готовой продукции у нас очень разные, неравномерные. Они работают, пока есть сырьё и заказ. Я буду производить готовую продукцию по заявке, то есть мне заказали — подготовил и продал, нет — рыба продолжает плавать, прибавляя в весе каждые сутки по тонне. Получается, мы вроде бы в одной отрасли работаем, но абсолютно противоположные полюсы. У нас в регионе нет соперников, а им кровь попортим не только мы, для них конкурент — любое мало-мальское предприятие региона.
При этом продукция ЧРПЗ интересна покупателям, считает эксперт.
— Есть производство и спрос, вот только торговые сети слишком большую наценку делают, — указал Салим Шарыпов. — Та же «Пятёрочка» до 100% прибавляет к цене. Неудивительно, что они не всегда вовремя успевают продавать. А модернизироваться и выйти на другой уровень, с более высокой маржинальностью, чтобы продолжать процветать в таких условиях, ЧРПЗ не может, потому что находится в заложниках экономической ситуации. Наши банки душат малый и средний бизнес старательно.
Напомним, в Челябинске намерены создать агропромышленный кластер, специализирующийся на производстве рыбной продукции. Объединение предприятий, которое получило название «Рыбное место», ранее заявило о желании разместить свои площадки недалеко от одной из челябинских ТЭЦ. Ожидается, что ключевым направлением работы кластера станет выращивание клариевого сома и производство продуктов из него. Инвесторы уверяют, что благодаря выходу на большие объёмы эта рыба будет стоить на Южном Урале не больше, чем мясо курицы.