Челябинцам предложили обзавестись специальными приборами и делать замеры в смог, чтобы получать реальную информацию о химическом составе воздуха и его опасности. Такой совет дал 8 февраля член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте (СПЧ) Иван Засурский после посещения Коркинского угольного разреза. Правозащитник назвал Челябинск городом с самым сильным запахом в России, в котором нельзя жить. И заявил о необходимости привлечения учёных к решению экологических проблем.
В пятницу, 9 февраля, члены СПЧ Иван Засурский и Сергей Цыпленков примут участие в заседании Общественной палаты Челябинской области по проекту Томинского ГОКа и ликвидации Коркинского разреза. Сегодня они посетили угольный разрез и оценили масштабы возгораний, дым от которых уже несколько дней нависает над Челябинском.
Правозащитников у разреза встретила компания молодых людей, представившихся местными жителями.
— Это не дым, а пар от тушения пожара, — начали рассказывать коркинцы. — Год назад тут действительно был смог, и нечем было дышать из-за пожаров, потому что их устраняли не с такой интенсивностью, как сейчас.
О том, что в данный момент с огнём кто-то борется, со стороны не говорило ничто.
Сергей Цыпленков побывал на Коркинском разрезе впервые.
— Мы тут без каких-либо приборов, которые бы позволяли делать количественные оценки. Но можно оценить органолептическим методом. Извините за грубое слово — «хреново», — поделился впечатлениями от увиденного Цыпленков. — Мы 15 минут ехали через смог с закрытыми окнами и выключенным вентилятором, а в машине всё равно чувствовался кислый запах, и было тяжело дышать. Жалко местных жителей, которые в отличие от нас вынуждены жить в таких условиях.
Цыпленков заявил об острой необходимости решать экологические проблемы Челябинска и пригорода.
— Я не специалист в тушении эндогенных пожаров. Но насколько мне известно, это не простая проблема. В мире существует порядка 10 аналогичных случаев. В каком-то из них пришли к мнению, что людей необходимо переселять от похожего разреза, — рассказал правозащитник. — Друзья, если мы запускаем ракеты в космос, спускаемся на дно Марианской впадины, неужели у нас в стране наука, если она будет обеспечена средствами, не сможет найти решение этой проблемы. Думаю, что сможет. Предложение Томинского ГОКа по рекультивации Коркинского разреза нужно отдать на серьёзную экспертизу федерального уровня и оценить, может ли это решить проблему. Нужно понять, действительно ли, если мы заполним разрез отходами ГОКа, мы получим сказку. А то ведь мы можем получить если не Чернобыль, но тем не менее, что-то серьёзное. Поэтому оценить необходимо.
Правозащитник считает, что посещение Коркинского разреза может быть полезно каждому.
— Это место нужно увидеть своими глазами, чтобы понять, о чем идёт речь, — сказал он.
Цыпленков напомнил, что в начале ноября Владимир Путин во время визита в Челябинск позвонил экологическому активисту Василию Московцу. Глава государства пообещал, что вопросам Томинского ГОКа и Коркинского разреза будет уделено повышенное внимание.
— Было высказано предположение, что диалог между обществом, властями и бизнесом, в частности, РМК, может начаться на площадке Общественной палаты региона. Мы с Иваном Засурским принимали участие на заседании Общественной палаты 26 декабря, — напомнил Цыпленков. — Тогда представители «Русской медной компании» пообещали, что общественность Челябинска сможет ознакомиться с проектом по ликвидации Коркинского разреза. На завтрашнем заседании эта возможность должна быть реализована. Для этого мы и приехали, чтобы посмотреть — реальный диалог будет идти между сторонами или это будет только лишь имитация диалога.
Иван Засурский считает, что Челябинск испытывает одну из самых серьёзных проблем в России.
— Я считаю, что это такой специальный филиал ада в нашей стране. Из разреза поднимаются пары, серой пахнет. Ими дышат и Роза, и Коркино, и жители Челябинска. Без привлечения учёных эти возгорания будут долго тушить, — прокомментировал он. — С моей точки зрения, Челябинск — это город с самым сильным запахом в России. Как выходишь из самолёта — всё начинается. В Челябинске вообще нельзя жить. Москва — не самый чистый город, но я привык, что у нас всегда всё хорошо. Мне трудно представить, как можно согласиться на жизнь тут. Но люди живут, значит, надо думать, как сделать так, чтобы им было лучше. Чтобы было меньше болезней, чтобы у промышленников и властей было понимание, что граждане полностью знают ситуацию. И что их не обманешь.
Засурский предложил дать людям возможность иметь личные датчики, чтобы они сами могли делать замеры воздуха. Правозащитник уверен, что когда челябинцы получат реальные представления о химическом составе смога и его опасности, с властью будет легче договариваться.
— В конечном итоге это будет успешная история, и люди перестанут нюхать это всё, — надеется правозащитник. — В 90-е экономили на налогах, в 2000-х — на природе, в 10-х годах надо чтобы бизнес не экономил ни на том, ни на другом, ни на здоровье людей.
Режим неблагоприятных метеоусловий с безветренной погодой в Челябинске продолжается десятый день. По данным единой дежурно-диспетчерской службы, только за прошедшие сутки в ЕДДС поступило 185 сообщений о загрязнении воздуха.
Читатели 74.ru сегодня сообщили, что открыт некий телефон горячей линии по смогу в Челябинске. Мы связались с МЧС России по телефону доверия: (499) 216-99-99. Сотрудник ведомства с сочувствием сообщил, что у них, в Москве, знают о проблеме Челябинска. Он продиктовал два якобы актуальных телефона экологической приёмной на базе Минэкологии региона, где якобы принимают звонки: (351) 214-01-99, 8-906-890-96-70. Два раза «якобы», потому что все попытки в течение дня дозвониться по этим номерам окончились ничем. Трубку никто так и не взял.
Сегодня у Коркинского разреза корреспонденты немецкого телеканала ARD снимали фильм об экологических проблемах Челябинска.
— В Челябинске очень сильные протестные общественные движения. На это обратили внимание в Москве, и даже Путин звонил Василию Московцу. Мы показываем, как местная общественность сопротивляется убийству природы. Это будет один фильм, который должен быть готов в начале марта, — рассказал продюсер московского бюро немецкого телевидения ARD Михаил Дегтярёв.
Ранее на совещании по экологии губернатор области Борис Дубровский потребовал усилить все меры по снижению загрязнения воздуха — снизить выбросы и убрать с дорог чадящий транспорт.
1 декабря в Челябинске ввели ограничение движения для грузовой автотехники в период НМУ. На въездах в город установили соответствующие знаки и информационные аншлаги. Перед этим эксперты провели исследование воздуха, но нарушений не обнаружили.
О том, как промышленные города, в том числе Челябинск, намерены избавить от едкого запаха во время неблагоприятных метеоусловий, читайте в интервью с руководителем регионального управления Росприроднадзора Виталием Курятниковым.
О том, как минимизировать последствия воздействия вредных выбросов на организм, читайте также в статье «Как выжить в смог: инструкция от 74.ru».
Надежда Кондрашова