— Генподрядчиком строительства ТЛК «Южноуральский» выступала краснодарская компания «Энекс», — напомнил в беседе с 74.ru директор компании «Строймонтаж». — Мы раньше с ней работали, и вопросов никаких не возникало. Когда закончили трудиться на Южноуральской ГРЭС-2, нам предложили перейти на ТЛК. То, что заказчик частный, конечно, смутило, но нас заверили на всех уровнях, что всё будет хорошо. Деньги выделены.
В итоге, по словам Слепченкова, более двух десятков строительных компаний не получили полмиллиарда рублей за выполненные работы. «Строймонтаж» недосчитался 45 миллионов рублей.
— На протяжении всего строительства и правительство области, и депутаты разных уровней, и другие чиновники пиарились на этом объекте, — рассказывает строитель. — Приезжали, презентовали его. Знали, что объект строится на деньги частных инвесторов, тем не менее заверяли подрядчиков, что никаких финансовых вопросов не будет и они будут держать это на собственном контроле. А по факту мы со своей проблемой находимся один на один уже три года.
Южноуральские компании выиграли у должника все суды, но взыскать деньги не могут. Говорят, что вся проблема в том, что «Энекс» сейчас находится в стадии банкротства.
— Губернатор в курсе, но тем не менее включаться в процесс он не хочет, — продолжает Антон Слепченков. — В официальных ответах говорится, что все наши обращения пересылаются в ГУ МВД по Челябинской области.
Управляющий ООО «Евразия» Евгений Фёдоров, который тоже сегодня пришёл на митинг, говорит, что за всё время заявления были поданы в 20 инстанций: в полицию, прокуратуру, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области и другие. Как говорит управляющий, от всех они получали только отписки.
— Перед нами задолженность 8,5 миллиона рублей. В хорошие времена у нас было 15 сотрудников в компании, сейчас 5. Всем зарплату надо платить, а денег-то никто не собирается возвращать, — пожаловался Фёдоров. — Мне люди из руководства «Энекса» обещали, что всё будет нормально. Говорили, что у них большие планы, что есть объекты, за ними стоит «Газпромбанк». Я ждал и надеялся два года, и только год назад подключился к общей борьбе, потому что пояса пришлось затягивать так, что дышать невозможно.
Подрядчики говорят, что свои зарплатные обязательства они выполнили, а рассчитаться с поставщиками стройматериалов не смогли. Они вынуждены судиться с партнёрами и рискуют закрыться.
— Митинг — это уже крайняя мера. Другого варианта, чтобы нас услышали, мы не видим, — продолжает управляющий компании ООО «Евразия». — Мы платим налоги государству и ждём от него отдачу, хотим, чтобы нас защитили, чтобы мы не остались без штанов. Или половина предприятий будет закрыта.
Строители готовят обращение к президенту России Владимиру Путину.
— Мы думаем, что если президент включится в этот процесс, то у нас есть хоть какой-то шанс, — полагает Антон Слепченков. — До выборов оно не дойдет, скорее всего, но будем надеяться, что после выборов на нас обратят внимание и будет высказана какая-то политическая воля.
ТЛК «Южноуральский» построили в 2015 году. Это крупнейший в стране «сухой порт» по обработке контейнерных грузов в начале трансконтинентального пути из России через Казахстан в Китай.
В начале июля 2017 года пострадавшие предприниматели обратились за помощью к губернатору Борису Дубровскому и бизнес-омбудсмену Александру Гончарову. В прошлом году у строителей появилась надежда на возврат долгов, но этого не произошло.
Как сообщил пресс-секретарь губернатора Челябинской области, по поручению Бориса Дубровского за спором предпринимателей и подрядчика следит региональное Минэкономразвития.
— В 2017 году в адрес губернатора поступило коллективное обращение предпринимателей об оказании помощи по погашению долга, образовавшегося при строительстве ТЛК «Южноуральский». В соответствии с законодательством органы власти не вправе вмешиваться в дела хозяйствующих субъектов, однако учитывая серьезность ситуации, данный вопрос стоит на личном контроле у главы региона, — прокомментировала руководитель пресс-службы Министерства экономического развития области Кристина Барсегян. — По поручению губернатора была создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра экономического развития Антона Бахаева, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон, в том числе ГУ МВД и прокуратуры.
По словам Кристины Барсегян, рабочая группа в ежемесячном режиме ведёт поиск решений сложившейся ситуации.
— На данный момент направлены запросы в ГУ МВД по Челябинской области, письма с просьбой провести необходимые проверки подготовлены в ФАС И ФНС России, а также в ГУ МВД Краснодарского края, — перечислила представитель Минэкономразвития региона. — Ведётся взаимодействие с генеральным подрядчиком ООО «Энекс» по вопросу неисполнения обязательств.
Фото: Илья Бархатов