26 марта умер основатель крупнейшей финансовой пирамиды «МММ» 62-летний Сергей Мавроди. На акциях российских пирамид в лихие 90-е счастливчики зарабатывали состояния, другие — теряли нажитое годами. Мы расспросили челябинских бизнесменов, вкладывали ли они в акции МММ.
— Ни в коем случае не покупал, и никто из моих знакомых и родственников не участвовал в этой авантюре, — рассказывает директор ООО «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг. — Наверное, никто из моего окружения за быстрыми деньгами не гнался. Как-то не хотелось быть мышью в мышеловке. Ни от одного своего знакомого не слышал, чтобы он играл на этих «ценных» ныне бумагах. Хотя знаю, что в стране многие работали на эту корпорацию и сдавали туда колоссальные средства. Сейчас, кстати, в России некоторые бизнесы можно сравнить с корпорациями «МММ», «Хопёр» и прочими. Когда мне говорят о быстром доходе — сразу затыкаю уши. В таких предложениях обычно подвох кроется, они сразу настораживают.
Не пыталась заработать на таких акциях и директор ЗАО «Агентство "Бизнес и Кадры"» Людмила Соколова.
— Наверное, уровень критичности к такого рода инструментам зарабатывания денег у меня всегда был высоким, — рассуждает она. — Если в моём окружении кто-то что-то выиграл или много потерял на этих акциях, вряд ли рассказывал бы об этом. По крайней мере, не могу вспомнить такие случаи. Возможно потому, что в окружении были исключительно здравомыслящие люди.
— Ни разу не покупал, потому что у нас было, куда вкладывать деньги, — рассказал президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов. — Мы их инвестировали в производство, которое поднимали, строили, изменяли, улучшали. А акции МММ, думаю, покупали те представители бизнес-сообщества, кому не во что на тот момент было инвестировать.
А депутат гордумы Челябинска Дмитрий Довженко играл не на МММ, а на акциях «Русского дома Селенга».
— И даже успел забрать деньги до краха и заработать, — признался он. — Помогло, скорее, не предчувствие, а понимание того, что государство не позволит существовать второй денежной системе. А среди друзей, знакомых, родственников многие участвовали в этой пирамиде. Некоторые в погоне за быстрыми деньгами продавали квартиры и машины и в итоге остались ни с чем. Другие заметно разбогатели. А кто-то скупал акции уже после объявления о падении пирамиды и умудрялся их продавать с наваром.
— Сам не покупал, но видел, как вокруг меня бегали люди, которые искали какие-либо возможности вытащить потерянные деньги из МММ и десятка других фондов, которыми страна была богата в 90-е, — рассказал руководитель комитета по промышленной политике совета Челябинского регионального отделения «Опора России» Денис Константинов.
— Бог помиловал, — говорит заместитель генерального директора ООО «Сотби-Трейд» Сергей Замотохин (развивал в челябинском ТК «Курчатов» проект вегетарианского фастфуда GOODVEGS). — Хотя, если честно, тогда был ещё молод и денег свободных не было. А родителей сия беда миновала, потому что в Казахстане жили.
Категорически против подобных предложений и директор кондитерской фабрики «Звёзды севера» Олег Мнушко.
— Наверное, потому что я каждую копейку с юности зарабатывал сам, знаю деньгам цену и понимаю, что халявы не бывает, — рассуждает Олег Мнушко. — Тем более любой нормальный человек, который более-менее разбирается в экономике, понимает, что у пирамид будущего не бывает. И даже если сегодня ты наварился, завтра уже проиграешь. К тому же сегодняшняя прибыль говорит о том, что завтра точно кто-то из-за этого пострадает. Не желаю участвовать в грустных проектах.
— Не замотивировал меня Мавроди, — признался генеральный директор ООО «Алвик» Александр Куперберг. — Были другие цели и задачи, а на тех, кто скупал акции этой и других пирамид, смотрел с улыбкой. Великий мошенник знатно поиграл на человеческой жадности!..
— Попался не на МММ, тогда я купил какие-то другие бумаги. И вроде тогда даже что-то заработал, — рассказал директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов. — А потом не было особо свободных денег, и бог миловал — не разорился. Но вокруг много примеров, когда люди последние деньги отдавали. В определенный момент алчность им башню сносила. А потом, когда вторая волна пошла, мы уже делали рекламу для «Русского дома Селенга», и понимали, как этот котёл до кипения доводится, как такие компании азарт человеческий подстёгивали. Тогда отделения просто бешеными темпами открывали. Ни одна современная сетевая история близко по скоростям и активности не стоит!
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов