Сегодня в Челябинске российские режиссёры обсудили вопросы цензуры. На кинофестиваль «ЗА» приехали автор таких фильмов, как «Майор», «Дурак», «Жить» Юрий Быков; режиссёр картин «Кино про Алексеева» и «Рассказы» Михаил Сегал; председатель молодёжного центра союза кинематографистов Николай Котяш.
Вычёркивание спектакля «Тангейзер» из афиши, закрытие выставки Джока Стерджеса, вмешательство Министерства культуры в расписание кинотеатров — представители театральной и кинообщественнности всё чаще стали ощущать административное давление. С этим пришлось столкнуться и челябинцам, когда местные власти высказали недовольство выбором фильма для фестиваля «Полный артхаус».
— Когда администрации местные или центральные начинают что-то запрещать — это одна часть. А вторая часть, когда творческая общественность плачет, а потом начинает снимать кино, изначально себя ограничивая, занимаясь так называемой самоцензурой, — объяснил Михаил Сегал. — 99 процентов кино снимается на бюджетные деньги, и все стоят в очереди на получение госденег, все прекрасно понимают, на что могут дать, а на что — нет. И тогда продюсеры, сценаристы, сговариваясь или не сговариваясь, начинают «низенько» всё делать, обходить острые углы. Получается серый непонятный кисель — это гораздо хуже.
По словам Юрия Быкова, ограничения не создают предпосылок для развития художника.
— Вы же не думаете, что после того, как чиновники услышат наше мнение, они начнут себя щекотать? Власть должна относиться к искусству, как Хрущёв во время показа фильма Феллини «Восемь с половиной» на Московском кинофестивале, когда он заснул, потом проснулся, ничего не понял, но сказал, что «наверное, хорошо», — высказал мнение режиссёр. — Если талантливого человека посадить в клетку, дать ему блокнот и карандаш, он же не напишет «Войну и мир». В советское время люди были переполнены желанием сказать, показать трагедию войны, которую они пережили, поэтому появились «Летят журавли», «Чистое небо». Всё остальное — риторика власть имущих. И чем больше компромиссов с совестью, тем жизнь скучнее, серее и ненавистнее.
В то же время Юрий Быков отметил, что молодые режиссёры часто увлекаются желанием показать себя, а не донести какую-то мысль.
— Нужно брать комедию или трагедию положений. Я смотрел несколько короткометражек, где сюжет сводился к тому, что я иду, он идёт, и всё это очень медленно и под музыку, которую можно и без фильма послушать. Много самолюбования подчас и мало конкретики. Это главная проблема короткометражек, — прокомментировал Юрий Быков.
Директор кинофестиваля «ЗА» Ирина Власова рассказала, что присланные конкурсные работы отсматривают только эксперты.
— Все 400 фильмов, которые мы получили, были отправлены пяти экспертам. Они ставят свои оценки. Картины, набравшие наивысшие баллы, входят в программу кинофестиваля. Они не отсматриваются администрацией. Мы ориентируемся на мнение профессионалов и общие критерии, чтобы не было пропаганды экстремизма, алкоголя и курения, — добавила Ирина Власова.
Мастер-класс по компромиссам показал Михаил Сегал. Он решил процитировать премьер-министра страны Дмитрия Медведева.
— Хочу привести слова Дмитрия Медведева, который сказал, что «свобода лучше, чем несвобода», — завершил дискуссию режиссёр.
Кинофестиваль «ЗА» проходит в Челябинске с 27 по 31 марта. Конкурсные фильмы показывают в кинотеатрах имени Пушкина и «Знамя».
А с 1 по 4 апреля в Челябинске пройдёт фестиваль «ЧелоВечное кино». Оргкомитет получил более 200 заявок, в том числе из Краснодара, Омска, Калининграда, Хабаровска, Германии, Израиля и Ирана. Известно, что на открытии покажут игровой фильм «Стрела» Евгения Никитина о школьном задире. Организаторы фестиваля «ЧелоВечное кино» сделали вход на показы бесплатным.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Илья Бархатов
Видео: Igor Kaiser/Youtube.com