Двухкомнатная «удача»
Супруги Леонтьевы несколько лет жили в однушке в девятиэтажке на северо-западе. Анна работает в районной налоговой службе, Вадим — пенсионер ГУФСИН, сейчас трудится токарем. Молодая семья семь лет копила деньги на квартиру побольше. В начале прошлого года, когда Анна забеременела, решили, что настал момент — пора расширяться. Район менять не хотели — работа рядом, остановка общественного транспорта в двух шагах, магазины и банки поблизости. В апреле, просматривая объявления, обнаружили, что в их доме в соседнем подъезде продаётся двухкомнатная квартира. Это казалось настоящим везением, ведь под окном детский сад, а в соседнем дворе школа. Проверить «чистоту» квартиры помогал знакомый, работающий много лет риелтором.
— Риелтор созвонился по указанному контактному телефону, там сказали: всё, можно посмотреть. Пришли, ну обычная квартира, ну прокуренная — один мужчина живёт. Ничего настораживающего не было, — вспоминает Анна, сидя теперь уже в чистенькой отремонтированной «двушке». — Нам пояснили, что хозяин — Парадеев Александр Георгиевич — якобы проживает в Екатеринбурге, планирует там что-то приобретать, поэтому здесь продаёт. А показывал квартиру риелтор продавца, по указанным телефонам, работал в агентстве недвижимости «Наша собственность», находилось на Черкасской, 2а.
Квартира площадью 53 квадратных метра была выставлена на продажу за миллион 900 тысяч рублей. Супруги попросили скинуть 50 тысяч. Риелтор взял паузу, чтобы переговорить с собственником. Через пару дней созвонились, и риелтор продавца сказал, что они согласны на сделку.
— Я, естественно, опиралась на своего риелтора. Он созвонился с Регпалатой, чтобы убедиться, что нет никакого обременения, ограничения, — рассказала Анна. — Сама я посмотрела в налоговой инспекции, что никого здесь больше не было. Даты смерти не было. Парадеев был единственным прописанным, на чьё имя была приватизирована квартира.
На следующий день Анна встретилась в МФЦ с собственником квартиры, якобы тем самым Парадеевым, и его риелтором.
— По возрасту он внешне соответствовал 56 годам, которые были указаны в паспорте. Оба вели себя спокойно, — описала сделку обманутая женщина. — Они представили оригиналы документов: договор приватизации, паспорт продавца. Была ещё копия «зелёнки» и справка о том, что в квартире прописаны Парадеев, его отец и мать. Но родители уже умерли, то есть только он. Парадеев сказал, что выпишется в течение месяца. Меня это не смутило, потому что я 10 лет назад покупала комнату, они тоже после сделки выписывались. Ну и мне объяснили, что даже если он не выпишется, то сделать это по суду не составит большого труда.
После сдачи документов в машине продавец написал расписку о получении денег, и Анна передала ему всю сумму. Регистрация прошла успешно, женщина получила на руки соответствующую выписку Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Семья сделала ремонт в квартире и переехала. Потом были непростые роды и два месяца в больницах с малышом. А Парадеев так и не выписался. Поскольку на коммунальные платежи это не влияет, то решили отложить до лета 2018-го, когда Вадим пойдёт в отпуск и проще будет найти время на судебное решение вопроса. Но весной всё пошло наперекосяк.
Паспорт был, но сплыл
6 марта Анне позвонил оперуполномоченный полиции и сообщил, что проводит проверку по заявлению администрации города о мошенничестве с выморочной квартирой. Это та категория имущества, на которое после смерти владельца нет наследников, и оно по закону переходит в собственность государства. Вечером полицейский приехал и рассказал, что, оказывается, Леонтьевы купили квартиру у покойника. Хозяин квартиры Александр Парадеев скончался, и 1 апреля его тело нашли в этой же квартире.
— Соседи сообщили о неприятном запахе из квартиры, — подтвердила события апреля прошлого года руководитель пресс-службы УМВД города Светлана Калмыкова. — Поскольку родственников владельца квартиры установить не удалось, дверь вскрыли сотрудники МЧС в присутствии участкового полиции и прибывших работников похоронной службы. Личность умершего была установлена сразу по паспорту, обнаруженному в квартире, а также его опознали соседи.
Куда дальше делся паспорт умершего, Светлана Калмыкова не знает, поскольку обязанности полиции в таких ситуациях сводятся только к охране общественного порядка при вскрытии двери. Можно предположить, что документ передали похоронной службе для того, чтобы тело отвезли в морг как опознанное. Но подтвердить это никто не может.
Достоверно известно лишь то, что в морге тело — уже только предположительно Парадеева — пролежало полтора месяца, после чего было похоронено как неустановленное лицо, что подтверждается записью ЗАГСа от 16 мая прошлого года. А теперь начальник Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Алексей Пастернак выдал ответ на запрос администрации, что тот неопознанный труп был именно хозяином квартиры.
После разговора с полицейским Анна начала названивать в администрацию. Там абсолютно случайно от какого-то специалиста она узнала, что на 11 марта суд уже назначил предварительное заседание. Разбирательство по существу началось уже в начале апреля. На первом заседании Леонтьевы задавали вопрос представителю администрации, откуда им спустя год стало известно о продаже выморочной квартиры, но ответа не получили.
— Они ничего не ответили, сослались на то, что идёт следствие. Но ведь во всех документах, в том числе и датированных 2018 годом, Парадеев числится живым, абсолютно нигде нет отметки о его смерти, — уверяет женщина и в подтверждение показывает бумаги. — Мы попросили вызвать на допрос начальника морга, чтобы объяснил, как они поняли, что то захороненное тело — это именно Парадеев. Но судья отказала, сказала, что это можно выяснить и через запрос.
Спецкор 74.ru напрямую связался с начальником Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Алексеем Пастернаком. Дать ответ по конкретному телу он не смог, и поднимать архивы по нашей просьбе не захотел, но объяснил общий порядок.
— Честно говоря, не помню этого [Парадеева], потому что такое [большое] количество справок от муниципалитета приходит, — ответил Пастернак. — Бывает так, что поступает к нам как неустановленное лицо, соответственно, мы заявляем об этом в правоохранительные органы или, как правило, на место происшествия приезжает Следственный комитет, допустим. А через некоторое время оперативно-разыскные мероприятия позволяют его идентифицировать, и потом ему в дальнейшем присваивается фамилия на основе процессуальных данных.
Пока суд будет запрашивать более подробную информацию в судебно-медицинском бюро, полицейские уже возбудили уголовное дело по части 4 статьи 159 УК (мошенничество). Потерпевшим признана администрация Челябинска. Перспектива найти аферистов весьма и весьма туманная. Агентство недвижимости «Наша собственность», сопровождавшее сделку от лица продавца, найти оказалось невозможно. В справочниках по адресу оно уже не числится, сайта нет.
Омбудсмен за, прокуратура воздержалась
В Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска, куда 74.ru направил запрос, раскрывать детали не пожелали. На вопрос о том, откуда мэрии стало известно о выморочной квартире, купленной Леонтьевыми, чиновники на несколько абзацев расписали общий порядок, согласно которому информацию им могут предоставлять и управляющие компании, и жильцы дома. Как было в конкретном случае, осталось неизвестным. Но в ответе указано, что у них есть два года и три месяца на оформление права собственности на выморочное имущество.
Дальше в бумаге за подписью и.о. заместителя председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Елены Красиковой озвучили уже известный факт о том, что паспорт не был передан в ЗАГС для регистрации смерти и им воспользовались мошенники, о чём мэрия заявила в полицию. Администрация настаивает, что ей причинён крупный ущерб, в связи с чем и был подан иск о признании договора купли-продажи недействительным.
— В связи с выше указанными обстоятельствами, а именно наличием возбужденного уголовного дела, рассмотрением в суде искового заявления администрации, более подробная информация на ваш запрос не может быть представлена, — заключила в своём ответе Красикова, и добавила, — согласно мониторингу, проведённому Комитетом, минимальная цена в 2017 году аналогичной квартиры в многоквартирном доме по адресу... (приведён дом Леонтьевых. — Прим. ред.) составляла 2 250 000 рублей. Таким образом, при приобретении недвижимого имущества гражданам необходимо следовать принципу разумной осмотрительности.
История Леонтьевых не первая подобная в Челябинске. Люди, которым аферисты продали выморочную квартиру, годами ходят по судам, отстаивая у чиновников право собственности. Споры дошли до Конституционного суда, который летом прошлого года в постановлении указал, что не допускается выселение добросовестных покупателей, которые шли на сделку, полагаясь на данные ЕГРН и в законном порядке зарегистрировал право собственности на жильё. Таким образом чиновникам дали понять, что они сами виноваты в том, что несвоевременно установили свои права на выморочное имущество.
— В данном случае Леонтьева является добросовестным приобретателем жилого помещения, в установленном законом порядке зарегистрировала право собственности на него, — высказала своё мнение уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова. — При этом публично-правовое образование — администрация города Челябинска не предприняло своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него. В связи с чем в суд будет направлено соответствующее мнение по спорному вопросу уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Кроме того, сотрудники аппарата уполномоченного присутствуют в судебных заседаниях.
В суд также приходит и сотрудник прокуратуры Калининского района. Но он пока в роли наблюдателя.
— Прокурор вступает в процесс по всем делам о выселении согласно ГПК (Гражданско-процессуальному кодексу. — Прим. ред.), — объяснила помощник прокурора Калининского района Динара Прялова. — Мы свою позицию ещё не сформировали, состоялось ещё только первое заседание. Сначала заслушиваются пояснения сторон, свидетелей, если они есть. Затем суд изучает письменные доказательства, и только после этого прокурору даётся слово для заключения.
74.ru следит за ходом судебного процесса.
Фото: Илья Бархатов