Компания «URAмобиль» станет первым в Челябинске оператором каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей. Услуга набрала большую популярность в столице, но в регионах делает первые шаги. Есть ли перспективы у челябинского каршеринга, разбирался сайт 74.ru.
В чём смысл каршеринга
Это нечто среднее между такси и прокатом автомобиля. С помощью мобильного приложения вы находите свободный автомобиль, едете на нём до нужной точки и оставляете в разрешённом месте. В отличие от такси оплачивается не километраж, а время поездки.
Опыт уральского каршеринга
С конца января этого года в Екатеринбурге уже работает другая каршеринговая компания — «Делимобиль». Косвенно о востребованности услуги свидетельствует двукратное увеличение парка «шеринговых» машин: в апреле поголовье Hyundai Solaris выросло с 50 до 100 машин.
— В регионах потенциал у каршеринга огромный, — рассказывает специалист компании «Делимобиль» Алёна Балакирева. — По нашим оценкам, в крупных городах должен быть один автомобиль каршеринга на 1000 жителей. Это означает, что для того же Челябинска оптимальное количество составляет порядка 1000 машин, для Екатеринбурга — ещё больше, поэтому пока нам есть куда расти. «Раскачивать» клиентов в Екатеринбурге не пришлось, спрос сразу был стабильный, и только за три первых месяца наши клиенты проехали на каршеринговых машинах пять окружностей Земли.
По статистике компании, каршеринговый автомобиль совершает четыре-семь поездок в сутки.
Какие автомобили выбраны для челябинского каршеринга
В начале июня компания «URAмобиль» запускает услугу сразу в двух городах — Челябинске и Екатеринбурге. Из 200 автомобилей Челябинску предназначены 50, но их парк будет постепенно расти.
На роль «шерингового» автомобиля выбран китайский Lifan X50 — переднеприводный хетчбэк с увеличенным до 185 мм просветом и 1,5-литровым 103-сильным мотором. По размеру он сопоставим с универсалом Lada Kalina.
Все автомобили оснащены автоматическими трансмиссиями — вариаторами. В комплектации есть кондиционер, подогрев сидений, магнитола и система стабилизации.
Сколько стоит каршеринг
Стоимость краткосрочной аренды «URAмобиля» зависит от ряда параметров, начальная цена — от 7 рублей за минуту. В неё включены расходы на бензин и обязательная страховка. Таким образом, получасовая поездка обойдется в 210 рублей. Кстати, по статистике «Делимобиля», среднее время поездки на машинах каршеринга в Екатеринбурге составляет 34 минуты, то есть обычно клиенты платят в пределах 250 рублей.
За 8 рублей в минуту клиент получается расширенный страховой пакет, избавляющий его от ответственности в случае ДТП. Отдельный тариф разрабатывается для междугородних поездок. В целом, тарифы «URAмобиля» соответствует уровню основного конкурента — «Делимобиля».
Компании каршеринга предлагают и дополнительные услуги, вроде возможности поставить автомобиль «на паузу», пока вы ходите в магазин.
Как воспользоваться каршерингом
Сначала необходимо зарегистрироваться в системе, причём для этого понадобятся ваши документы (права и паспорт). Сделать это можно в онлайне с компьютера или смартфона, установив приложение «URAмобиль». Естественно, водитель должен быть не моложе 18 лет, а также иметь постоянную прописку.
В течение суток компания даст ответ, и если вашу кандидатуру одобряют, вы можете пользоваться каршерингом.
Оставлять машину нужно в так называемых «зонах завершения аренды»: районах города, которые указаны в приложении. Это делается, чтобы клиенты не бросали автомобили в местах, неудобных для большинства горожан, скажем, на пустырях или в промзонах.
Отдельным плюсом каршеринга является возможность ставить машину в зонах платной парковки: в Челябинске их пока нет, но скоро появятся в рамках единого парковочного пространства.
Каршеринг подразумевает возможность ездить и между городами, например, «URAмобиль» разрабатывает маршруты до близких к Челябинску населённых пунктов (Копейск, Долгодеревенское и так далее), а также возможность посещать Екатеринбург, в том числе бесплатно оставлять машину в аэропорту Кольцово.
А если битая?
Наиболее тревожный аспект каршеринга — оценка состояния автомобиля на наличие повреждений. Специальный раздел приложения позволит увидеть уже имеющиеся дефекты, а внешние повреждения также отмечаются на кузове автомобиля с помощью стикеров — за них клиент ответственности не несёт. В остальном при обнаружении новых проблем клиент обязан уведомить службу техподдержки.
После окончания поездки также стоит зафиксировать состояние автомобиля с помощью приложения. Это снимет ответственность, если в ожидании следующего клиента случится любой инцидент, будь то ДТП или акт вандализма.
Ответственность клиента во всех случаях, включая ДТП, прописана в пользовательском соглашении, которое мы рекомендуем внимательно прочитать будущим пользователям каршеринга.
— Мы занимаем лояльную позицию к клиентам и будем решать вопросы справедливо, например, не будем штрафовать их, если машина оставлена с минимальным количеством топлива, как делают некоторые компании, — рассказывает операционный директор каршеринга «URAмобиль» Георгий Мартюшов. — Автомобили будут заправлять и мыть сотрудники компании, но если клиент заправит автомобиль, сумма будет компенсирована. Кроме того, есть понятие естественного износа и границы допуска для мелких повреждений, сколов и царапин: информацию об этом клиенты увидят в приложении.
Плюсы и минусы каршеринга
Каршеринг — аналог такси, где нет риска нарваться на безголового водителя или старый автомобиль. При определённой ловкости обходится не дороже такси и тем более личной машины, но подобные расчёты всегда индивидуальны, потому что стоимость каршеринга меняется в зависимости от дорожной обстановки. Скажем, авария на пути следования добавит лишние 20 минут ко времени поездки и 140–160 рублей к сумме оплаты.
Главная проблема с каршерингом, особенно в период развития услуги, — невозможность гарантировать, что в любую минуту свободный автомобиль окажется на разумном расстоянии от вас. Сама компания «URAмобиль» закладывает порядка 20 минут на путь до автомобиля, то есть он должен находиться в пределах километра, но очевидно, что в часы пик свободных автомобилей в нужных районах может не оказаться. Обычно каршеринговые компании наращивают парк автомобилей, если спрос на услугу растёт.
В отличие от такси, каршеринговая машина зимой будет холодной, летом — нагревшейся на солнце, кроме того, предыдущий пользователь может осложнить жизнь, например, запарковав её в чересчур тесном месте.
Естественно, существует риск завязнуть в разбирательствах с оператором услуги, если автомобиль окажется повреждён нестандартным образом. Впрочем, московский опыт показывает, что каршеринговым компаниям удаётся найти общий язык с адекватными клиентами.
Сами операторы каршеринга видят в нём не только коммерческое предприятие, но и социальную пользу: в теории замещение личных автомобилей каршеринговыми снижает нагрузку на парковки и проезжие части города. Но эффект будет заметен, когда автомобили каршеринга станут привычным явлением в любом дворе.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru