Что мы чаще всего слышим о столице Южной Кореи? Мегаполис страдает от смога, от которого корейцы прячутся под масками. Но не все так плохо: власти Сеула превратили город с населением более 10 миллионов человек в настоящий экологический оазис. Корреспондент 74.ru побывал в Сеуле и узнал больше о его городской среде. Возможно, какие-то из этих идей приглянутся Челябинску?
Отправляясь в Сеул, я готовилась к худшему, — сразу купить медицинскую маску, чтобы не дышать пылью. Друзья шутили, мол, зачем меняешь шило на мыло: в отпуск из челябинского смога уезжаешь в корейский? Но на деле всё оказалось не так уж и плохо — за 10 дней в столице Южной Кореи я ни разу не почувствовала смога, не задыхалась, не кашляла — самочувствие отличное. Ответ простой — вся городская среда Сеула защищает жителей от плохой экологии.
Ручей — вместо автомагистрали
По центру Сеула протекает природный ручей Чонгечон. Много лет он был скрыт под бетонной дорогой, а в 1968 году над ней построили высокоскоростное шоссе. Дорога хоть и обеспечивала разгрузку центра города от транспорта, но со временем стала загрязнять воздух. В 2003 году нынешний президент Южной Кореи Ли Мён Бак, будучи мэром Сеула, задумал реконструкцию этой дороги и превратил ручей в место отдыха для горожан. Автомагистраль пришлось полностью снести, русло ручья — вскрыть, оборудовать, украсить и очистить в нём воду.
Они просто убрали огромную дорогу, чтобы улучшить экологию и озеленить город, — и всё это за два года и 300 миллионов долларов. Интересно, что снос эстакады не поставил автомобилистов в пробки — движение в городе только ускорилось. Гуляя вдоль ручья, я наблюдала за тем, как людям комфортно здесь отдыхать, — пенсионерам на пробежке, мамам с детьми, влюблённым парам, туристам с фотоаппаратами.
У истоков ручья находится водопад и фонтаны. С одного берега на другой можно добраться по высоким камням, а в воде можно увидеть больших рыб. Правда, за всё время здесь не смогли пустить в ручей настоящую воду с гор, вода в ручье водопроводная. Это, пожалуй, единственный недостаток проекта. Но ни местных, ни туристов он не смущает.
Сады на крышах
В Сеуле много парков и зелени вдоль дорог. Но этого оказалось мало. Зеленые зоны создали еще и на крышах домов. Корейцы решили, что серая кровля офисника — это пережиток прошлого, и здесь может легко расположиться спортивная площадка или уютный экосад.
Корейские власти убивают двух зайцев: создают зону отдыха для сотрудников и клиентов (в некоторых местах и для всех желающих), при этом из бюджета не надо искать деньги на землю для её создания. Поэтому мэрия охотно финансирует такие сады на крышах. Удовольствие недешёвое — это вам не палисадник разбить, нужно создавать целую экосистему и следить за ней.
После запуска проекта в 2002 году власти уже потратили более 60 миллионов корейских вон (57 миллионов долларов) на создание садов на крышах, которые есть уже на 650 зданиях города.
Я специально забралась на одну из таких крыш с садом. Обычная высотка в центре Сеула, в которой находится гостиница и несколько магазинов. Вход на террасу открыт, и попасть туда у меня получилось без труда. Вид сверху открывается замечательный — шумный город, а наверху — тишина, высаженные деревья и цветы, зона отдыха со столом и скамейками. И это самый скромный сад, куда мне удалось заглянуть. Есть и более шикарные террасы с зелёным газоном, деревянными беседками и вечерней подсветкой.
«Висячий» парк для прогулок на эстакаде
Ещё одно знаковое место Сеула — ландшафтная прогулочная дорога Seoullo 7017. Название символично: в 1970 году здесь была построена эстакада, а в 2017 её переделали в парк длиною почти в километр. Идея, которая вновь вызывает восхищение и которую хочется воплотить в своём городе: старую автомобильную трассу не разрушили, а превратили в место прогулок. Власти просто решили, что эта развязка уродует облик города.
Пока это место только обустраивают, высаживают деревья и цветы, делают фонтаны и подсветку. А вид с бывшей эстакады открывается на красивое здание Сеульского вокзала (Это старинное здание, которое сохранили и оставили рядом с небоскрёбами. — Прим. ред.), оживлённую дорогу и высотки.
Набережная реки Ханган
В Сеуле находится остров Йоидо — это деловой центр с небоскрёбами и офисными центрами, но тем не менее очень зелёный. Там находится один из городских парков с прудом и беседками. В это трудно поверить, но 20 лет назад здесь просто была заасфальтированная площадка, которую позже корейцы превратили в зелёный парк. А рядом с ним — набережная реки Ханган.
Я отправилась туда в воскресенье. Этот день недели у трудоголиков-корейцев — единственный выходной, и многие из них проводят его именно здесь. Берут палатки, закупаются едой и до вечера отдыхают и общаются. К полудню я успела насчитать тут уже около 100 палаток. Вы можете себе представить такие массовые пикники на набережной реки Миасс?
Ромашки у дороги и велодорожки с подсветкой
Конечно, перед поездкой в Сеул нужно озадачиться тем, какие достопримечательности посетить. Но южнокорейская столица — сама по себе музей под открытым небом. Это пример мегаполиса, в котором вся городская среда обустроена для жителей. Каждый день мы проходили пешком по 30 километров, чтобы увидеть как можно больше интересного. На многие вещи я смотрела с изумлением. Всё-таки сложно после челябинских улиц не удивиться ромашкам и тюльпанам, высаженным прямо у дорог, и бесконечному забору из зелёных кустарников вдоль улиц.
Через каждые пять метров можно найти скамейки и деревья, в тени которых можно спрятаться от полуденной жары. Возле торговых центров почти нет парковок — все они под землёй, а рядом со зданием владельцы благоустраивают зелёный сквер. Ни одно офисное или торгово здание в Сеуле не введут в эксплуатацию, пока застройщик не озеленит территорию. И тут невольно вспоминаешь, что земля рядом с челябинскими ТРК больше похожа на одну большую парковку, а про обещанные по проекту зелёные зоны коммерсанты часто «забывают» после открытия комплекса.
Сеул — рай для велосипедистов. Здесь повсюду сеть велодорожек, которая по вечерам подсвечивается.
Табачный дым под запретом
Перед поездкой я читала, что курильщикам в Сеуле приходится непросто: курить на улице нельзя, штрафы огромные. Не знаю, так ли чтут корейцы законы или просто не хотят дорого платить, но за 10 дней мне не встретился ни один человек, который бы разгуливал по городу с сигаретой.
На перекрёстках оживлённых улиц можно увидеть небольшие павильончики, организованные специально для курильщиков. Они обеспечены мощными вытяжками и крупными пепельницами. Причём сюда заходят и те, кто курит электронные сигареты.
Мэрия Сеула
Какой мы чаще всего представляем администрацию крупного города? Большое здание в классическом стиле за высоким забором с охраной и пропускной системой — как говорится, мышь не проскочит. Но мэрия Сеула перевернёт ваше сознание. Новое здание в футуристическом стиле видно издалека — архитектура поражает (над проектом работали специалисты архитектурного бюро iArc Architects. — Прим. ред.), её хочется рассматривать.
Старое здание администрации сохранили по соседству и превратили в библиотеку. Новый корпус мэрии соединяется со старым стеклянным мостом, тем самым символизируя связь прошлого и будущего. Внутри огромную площадь занимают вертикальные и горизонтальные сады и целый парк цветов, которые образуют особую экосистему мэрии. Кроме офисов, на разных уровнях комплекса находятся кафе, конференц-залы, художественные выставки.
А главное — здание открыто для посещения горожан и гостей города. Этим администрация города демонстрирует открытость местной власти перед жителями.
Конечно, не стоит идеализировать образ Сеула. Это обычный мегаполис, в котором можно встретить трущобы, мусор и бомжей, спящих на лавочке в парке. Но, на мой взгляд, обращать внимание нужно больше на положительный опыт, на идеи, которые могли бы быть полезны и для Челябинска. Тем более во время подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, перед которыми облик города обещают кардинально изменить.