На федеральных трассах Челябинской области перестанут делать ямочный ремонт. Нет, лавировать между колдобинами не придётся — их просто не будет. Готовая дорога должна быть настолько качественной и прочной, что ямы на ней просто не появятся. Как такое возможно?
С этого года упрдор «Южный Урал» ужесточает требования к подрядчикам по укладке асфальта. О новых критериях мы поговорили с главным инженером управления Михаилом Поздняковым.
Конкурсы на проведение ремонта и капитального ремонта на пяти участках дорог уже отыграны (не путать с текущим содержанием, когда обновляется только верхняя часть асфальта). В ближайшее время будет проведён ещё один — по двухуровневой развязке в районе села Травники, строительство которой было заморожено несколько лет назад.
1. Использование прочного асфальта
Активные дорожные работы начнутся в мае, когда установятся средние температуры выше +10 °С. До этого времени проводится обследование, как дороги пережили зиму.
— В холодное время года проводится аварийный ремонт холодной смесью на менее вязком битуме. Это делается, чтобы не было ям, чтобы никто не распорол колесо, чтобы не случилось ДТП. К сожалению, люди не всегда понимают его цель и начинают возмущаться, что подрядные организации укладывают асфальт в снег, — рассказал Михаил Поздняков. — Однако всё, что сделано зимой, будет в плановом порядке переделываться весной до наступления жары. В настоящее время ямочный ремонт на федеральных дорогах — всё более редкое явление, а там, где он проводится, применяются новые технологии. Например, при устранении мелких дефектов (до метра квадратного) мы требуем от подрядной организации примерять струйно-инъекционный метод ремонта, при котором щебень смешивается с битумной эмульсией и забивается под большим давлением в дефект покрытия дороги, и уплотнять его не надо. Такой метод ремонта позволяет обеспечить больший срок службы и более высокие показатели ровности.
Особое внимание на федеральных дорогах уделяют качеству применяемых материалов. Так, в 2017 году дорожники перешли на межгосударственные стандарты, которые позволяют выполнять требования таможенного союза. Уже несколько лет укладывается щебёночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-16, схожий с теми, что применяются в странах Европейского союза. Кстати, с прошлого года его укладывают и на городских дорогах. Особенностью материала является большее содержание битума, который даёт водостойкость и долговечность, и щебня, снижающего вероятность образования колеи. Кстати, новыми стандартами предусмотрены испытания на скорость образования колеи в асфальтобетоне.
2. Обязательное использование перегружателя для укладки смеси
Но какой бы хорошей ни была асфальтобетонная смесь, качественной дороги не будет, если её уложили с нарушениями.
С этого года всех подрядчиков обязали использовать перегружатели асфальтобетонной смеси, которые перемешивает её до однородной по составу и температуре массы непосредственно перед укладкой.
— Многие автомобилисты после дождя наверняка видели мокрые пятна на одинаковом расстоянии 15–20 метров. В будущем они превращаются в выбоины, — рассказал Михаил Поздняков. — Это получается из-за того, что в процессе транспортировки и укладки происходит расслоение смеси.
Машина дорогостоящая, но зато на следующий год подрядчик сможет спокойно работать и зарабатывать на других объектах, а не переделывать один и тот же участок за свой счёт.
— Так, например, исправление брака в объеме более 2% от выполненной работы делает объект убыточным для подрядной организации — отмечает Михаил Поздняков. — Мы тоже понимаем, что организации могут пытаться компенсировать это за счёт будущих объектов, поэтому проводим контроль качества на всех стадиях, а также предъявляем самые жесткие требования к лабораториям у подрядных организаций. В планах — автоматизировать контроль за лабораторными испытаниями асфальтных смесей с использованием оборудования, которое бы передавало информацию в онлайн режиме и исключало возможность предоставления недостоверных результатов испытаний подрядной организации.
3. Сокращение сроков работы и установка дорожных знаков
Чтобы асфальт не начал рассыпаться в местах стыков, при укладке применяются битумно-полимерные ленты.
Кроме того, для удобства автомобилистов были ограничены сроки между фрезерованием (срезанием слоёв старого асфальта) и укладкой нового покрытия. Подрядчик должен уложиться в неделю. Это удобно для автомобилистов и бережёт дорожное основание. Ещё одно обязательное требований при проведении масштабных дорожных работ — наличие знаков, временной разметки и освещения в тёмное время суток. когда покрытие стоит отфрезерованное, но на нем еще не уложено новое. Это также позволяет повысить долговечность дороги и повысить безопасность дорожного движения в местах производства работ.
Если вы встали в пробку или стали свидетелем некачественного ремонта на дорогах Челябинска и области, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов