В центре Челябинска на месте одного из старейших городских ресторанов «Аэлита» открыли кафе Tahini, в котором готовят шаурму. Заведение начиналось с вагончика на северо-западе и киоска в подземном переходе у «Детского мира». Какова судьба ресторана, совладелец которого — известный бизнесмен и депутат Виталий Рыльских, на какую аудиторию рассчитывают владельцы нового заведения и что говорят эксперты? Подробности — в материале 74.ru.
Четыре года назад на северо-западе Челябинска появился вагончик, в котором крутили шаурму. Потом его владелец Вадим Алмазов вместе с партнёром Сергеем Сталиным открыли совместную точку с окошком в подземном переходе на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Свободы — тогда и появилось название Tahini. Уличный фастфуд в многолюдном месте расходился на ура. Потом Tahini расширялся и переезжал — в пределах перехода и на поверхности. Одно из заведений с таким названием даже продали новому владельцу. Сейчас Tahini действует в формате кафе-бара в помещении ресторана «Аэлита». Фактически это пятая по счёту реинкарнация заведения.
— Главное блюдо у нас — шаурма. Их несколько видов, в том числе вегетарианская. Концепция не изменилась — хотим делать лучшую в городе шаурму. Открывшись в новом помещении, расширили меню. Предлагаем пиццу и пасту, мясо на углях и блюда, приготовленные на китайской сковороде вок, фирменные салаты, — рассказал 74.ru ныне единственный владелец Tahini Сергей Сталин. — Сделали ставку на сочетание разных гастрономических направлений. Но меню постоянно дорабатываем. Есть даже супы и десерты.
Собственник Tahini утверждает, что, несмотря на смену вывески, «Аэлита» не ушла с рынка.
— Мы не арендуем помещение, а просто сотрудничаем, — говорит он. — Теперь два заведения работают в одном помещении. «Аэлита» занимается бизнес-ланчами и банкетами, а всё остальное — Tahini. Кухня сейчас совмещённая, то есть повара готовят и на Tahini, и на «Аэлиту».
Основной зал рассчитан на 40 мест, есть также ВИП-комната для небольшой компании — на 12 человек. Также к «Аэлите» относится зал на 35 мест — со стороны двора. Там проводятся банкеты. Средний чек в кафе-баре Tahini составляет 400 рублей.
До недавнего времени «Аэлита» была одним из немногих заведений общепита, сохранившим название с советских времен. Ресторан, входивший в комбинат питания Южно-Уральской железной дороги, в 1990 году стал частным предприятием. В 90-е годы прошлого века на базе «Аэлиты» действовал первый ночной клуб Челябинска Black Hole. В 2005 году открывалось и некоторое время работало бистро «Стамбул».
Но рано или поздно владельцы заведения вновь возвращались к старому названию — «Аэлита». Здесь то одновременно, то порознь действовали ресторан, кафе и бар. Сейчас помещение на улице Свободы, 141 принадлежит семье известного челябинского бизнесмена Виталия Рыльских (входит в топ-100 самых богатых челябинцев, по версии 74.ru 2016 года). Развитием сети кафе-кондитерских «Ваниль» и рестораном «Аэлита» занимается его внучка Елена Беленькова. По данным сервиса Kartoteka.ru, 49% ООО «Аэлита» — у Елены Беленьковой, 17% — у Виталия Рыльских и 34% принадлежит бессменному директору «Аэлиты» Лине Плехановой. Летом 2016 года закрылось одно из кафе-кондитерских «Ваниль», расположенное на улице Энгельса. Второе кафе «Ваниль» продолжает работать в бизнес-центре «ВИПР».
Эксперты считают, что владелец Tahini слишком рискует, размывая ожидания посетителей от уже известного бренда.
— Ребята начали с шаурмы и действительно зарекомендовали себя. Но сейчас зачем-то расширяют меню и распыляются. Трудно сказать, насколько это оправдано, — рассуждает руководитель проекта RestoNews Азат Сапармамедов. — На мой взгляд, это формат а-ля 90-х, когда суши, пицца, шашлыки, караоке и кальян — всё предлагалось в одном месте. Сейчас от этого уходят, стараются придерживаться выбранной концепции. А когда пытаешься угодить всем, то в итоге получается, что никому.
По мнению эксперта, желая дать посетителям что-то новое, можно было просто расширить ассортимент той же шаурмы.
— В Челябинске Tahini ассоциируется с шаурмой. Если я захочу поесть шашлыки, то вряд ли вспомню про них, — продолжает Азат Сапармамедов. — Это всё равно что в детскую пиццерию запустить кальяны, мол, гости просят. А потом добавить суши, шаурму — в общем, всё подряд продавать.
В 2016 году в Челябинске наметился тренд массового открытия заведений стритфуда — павильонов по продаже шаурмы, кофе с собой, шашлыков и так далее. В прошлом году Челябинская область заняла 46-е место в так называемом «индексе шаурмы». Это значит, что среднестатистический южноуралец может купить на свою зарплату максимум две шаурмы в день.
Сейчас бум шаурмячных прошёл, новые открытия единичны, в основном работают те, кто открылся раньше, указывают эксперты.
— Наелся Челябинск шаурмой, — добавляет Азат Сапармамедов. — Растём. Видно тягу людей к открытию чего-то нового и необычного: трдельники, бургеры, мексиканские лепёшки и так далее.
В мае выставили на продажу Bukowski bar на пешеходной Кировке. Заведение реализуется вместе с летним кафе «Дача на Кировке». В мае старожила ночной жизни Челябинска — клуб живой музыки «Бешеная собака» — решили продать за 21,2 миллиона рублей. В апреле рядом с железнодорожным вокзалом города открылся четвёртый ресторан быстрого обслуживания KFC. В конце марта в Челябинске выставили на продажу кафе «Инжир». В феврале фактически прекратил работу один из старожилов челябинского рынка общепита — «Ресторанный дом Спиридонова». В январе прекратили принимать гостей английский ресторан клубного формата The Rules и кафе Roomies. Позже площадку переформатировали в ресторан «Два гвардейца». В этом году не вышел с новогодних каникул ресторан-бар «Гастроном 16».
Если вы узнали о закрытии или открытии какого-либо заведения общепита в Челябинске, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Илья Бархатов