Кошки в «Чёрном квадрате» и «Красной коннице» — наверное, так выглядели бы работы основоположника супрематизма Казимира Малевича, если бы тот был ярым любителем животных. Свой вариант известных шедевров сегодня представил челябинцам питерский художник Юрий Люкшин. Всё лето работы можно будет увидеть в картинной галерее на улице Труда, 92а. В четверг главными героями вернисажа стали живые кошки.
Выставка под названием «Коты для умножения доброты» объединяет две серии Люкшина: «Кошки Малевича» и «Русские коты».
— «Кошки Малевича» — это обращение к знаменитому художнику, у которого в основе лежал не образ, а цвет и геометрические формы. «Русские коты» — отражение народной культуры. Кот Василий — наследник казанских котов, которых императрица Елизавета Петровна повелела казанскому губернатору привезти в Санкт-Петербург, потому что мыши портили наряды и произведения искусства, — рассказала старший научный сотрудник музея изобразительных искусств Галина Медведева.
По мнению Юрия Люкшина, «самое главное у кошки — глаза, в них скрыта тайна, в них можно смотреть бесконечно. Карие, зелёные, голубые. В них — бездна». Многие из нарисованных персонажей имеют реальных кошачьих прототипов.
— На выставке мы будем рассказывать об истории кошек и их роли в искусстве. Судьба кошек на протяжении веков одновременно удивительная и трагичная. В Египте их обожествляли и убийство карали смертью. А вот в средние века не любили, поскольку они не упоминались в повествовании о ковчеге Ноя, — продолжила Галина Медведева. — Поэтому одна из целей выставки — напомнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Пример современного отношения к кошкам — животные, которых принесли на выставку. Все они живут в приюте и когда-то были выброшены на улицу. Взять их или посмотреть других, обратившись в приют, мог любой неравнодушный посетитель.
Выставка «Коты для умножения доброты» будет работать до 26 августа.
Фото: Илья Бархатов