13 июня Челябинский облсуд огласил приговор участникам массовых беспорядков в следственном изоляторе № 1, произошедших зимой 2014 года. Один из 13 фигурантов дела избежал уголовной ответственности, двое отделались условным лишением свободы, остальным отмерили внушительные сроки в колонии. Подробности — в материале 74.ru.
В прениях гособвинитель просила признать 11 подсудимых виновными в организации массовых беспорядков (часть 1 статьи 212) и назначить им от 8 до 12 лет лишения свободы в колонии строгого или особого (в зависимости от наличия предыдущих судимостей) режима. Ещё одного обвиняли в участии в бунте (часть 2 статьи 212). Для него запросили четыре года колонии общего режима.
Защитники подсудимых настаивали на полном их оправдании, называя события в СИЗО провокацией со стороны сотрудников ГУФСИН. В ноябре прошлого года Калининский райсуд действительно признал бывшего замначальника СИЗО-1 Дмитрия Кирдянова и начальника оперативного отдела следственного изолятора Николая Осипова виновными в превышении должностных полномочий. Гособвинение доказало, что именно их действия спровоцировали массовые беспорядки в следственном изоляторе.
— Суд приговорил организатора беспорядков к десяти годам в колонии особого режима, его помощника — к девяти годам строго режима, — сообщила исполняющий обязанности руководителя пресс-службы Челябинского облсуда Наталья Прохорова. — Двух пособников в организации беспорядков осудили к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года. Шестерых подсудимых приговорили к срокам от пяти до шести с половиной лет в колонии строгого режима, одного — к пяти годам в колонии общего режима. Участника беспорядков, который поджёг матрас, — к девяти годам в колонии общего режима.
Отягчающими обстоятельствами при назначении наказания ряду подсудимых стал рецидив преступлений. Смягчающими — состояние здоровья, положительные характеристики, а также нахождение на иждивении у некоторых из них малолетних и несовершеннолетних детей.
Беспорядки в СИЗО-1 начались ночью 9 декабря 2014 года из-за конфликта между арестантами в одной из камер. По версии следствия, напряжённая обстановка возникла из-за передела сфер влияния между заключёнными. Как установлено в суде, трое арестантов при содействии сотрудников изолятора периодически переводились в камеру к криминальному авторитету Сергею Колмогорцеву. Там его избивали, требуя передать «полномочия» другому арестанту. Колмогорцев в ответ с помощью телефонов и записок подговорил других к беспорядкам, если на него нападут повторно. После этого пять заключённых по указанию его помощника частично разрушили стену между камерами.
За очередной дракой в камере 9 декабря 2016-го последовали призывы к другим арестованным не повиноваться сотрудникам администрации изолятора. По команде организаторов заключённые главного режимного корпуса начали стучать в двери камер, ломать мебель, поджигать постельные принадлежности, баррикадировать двери камер, отказывались выполнять требования сотрудников СИЗО. Несколько заключенных в знак протеста порезали себе руки. Бунт под утро подавили сотрудники ГУФСИН.
Обвинение в организации и участии в массовых беспорядках предъявили 13 арестантам. Это Сергей Колмогорцев, Александр Черепанов, Максим Малиновский, Якуб Велиев, Константин Вислогузов, Семён Востряков, Михаил Захаров, Александр Муковозов, Павел Куребеда, Владимир Кунгурцев, Сергей Вяткин, Артём Долгов и Аведик Каргиев. Суд над ними длился более полутора лет. Уголовное дело в отношении одного из подсудимых прекратили в ходе судебного следствия за истечением срока давности привлечения к ответственности.
Причинённый изолятору ущерб превысил 700 тысяч рублей. В счёт его компенсации все осуждённые должны по решению суда солидарно выплатить ГУФСИН более 630 тысяч рублей.
Массовые беспорядки обернулись кадровыми перестановками в региональном ГУФСИН. Всё о декабрьском бунте в челябинском СИЗО-1 читайте в материалах 74.ru.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.
Фото: Евгений Емельдинов