В Челябинске установят квоты на выбросы от транспорта и промышленных предприятий. Ожидается, что благодаря этим мерам к саммитам ШОС и БРИКС загрязнение воздуха в городе удастся сократить на треть. Об этом заявила на круглом столе 10 июля первый заместитель министра экологии региона Яна Куприкова.
— При установлении квот будет учтён тот поток транспорта, который есть сегодня в Челябинске, — рассказала Яна Куприкова. — Квоты мы будем направлять в первую очередь в администрацию города. Это должно послужить основанием для развития системы муниципального транспорта — троллейбусов, трамваев и перевода автобусов на газомоторное топливо. Если такое случится, я сама предпочту ездить на комфортном муниципальном транспорте, нежели на личном.
Также, глядя на эти цифры, чиновники будут должны заняться реконструкцией дорожной сети — строительством развязок и регулированием движения при помощи «зелёной волны» на светофорах. Эти решения давно и успешно используются в других городах России.
Контролировать выбросы будут не только от общественного транспорта, но и личного.
— Проверять автомобили в пилотном режиме мы начали в 2017 году. Замеры делали сотрудники ГИБДД с помощью датчиков измерения выхлопных газов, — напомнила первый заместитель министра экологии. — В этом году мы закупим ещё 12 таких приборов для расширения охвата проверок.
По словам экспертов, сегодня доля загрязнения от транспорта в городе составляет 25 процентов, от свалки — 25–30 процентов. Большая часть выбросов приходится на промышленные предприятия.
Для заводов и небольших производств также установят нормативы с учётом сводных расчётов.
— Сейчас закон заканчивает процедуру оценки регулирующего воздействия в Министерстве экономического развития РФ. По итогам будет подготовлено заключение. К осени этого года он будет внесён на рассмотрение в Госдуму РФ, — добавила Яна Куприкова. — Если эта практика в Челябинской области будет успешна, Минприроды может взять её на вооружение для федерального уровня.
Как заметила Куприкова, сводные расчёты могут лежать в основе транспортной и промышленной политики города. В Нижнекамске, например, на их основе оценивают возможность открытия новых производств. Для Челябинска этот вопрос тоже актуален. Территорией активно интересуются китайские производства. Расчёты помогут принять решение, разрешать им тут работать или нет.
По данным Минэкологии региона, с января 2016 года челябинские предприятия достигли нормативов предельно допустимых выбросов, но значительного улучшения качества воздуха не произошло. Тогда на заседании Госсовета при президенте РФ губернатор Челябинской области Борис Дубровский предложил использовать систему сводных расчётов загрязнения воздуха.
Законопроект начали разрабатывать в 2017-м, когда во всей России был объявлен Год экологии. На создание системы сводных расчетов по поручению Бориса Дубровского выделили полмиллиона рублей.
Экологи должны рассчитать общий допустимый объём загрязняющих веществ по городу и, исходя из полученной величины, с учетом вклада транспорта, определить квоты выбросов для каждого предприятия.
Наш регион сначала реализует эту практику у себя. Если она окажется успешной — её внедрят и другие территории.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t-do.ru/news_74ru.