Все чаще, заезжая на заправку, водители замечают на стелах и пистолетах цифру 100. Если в Европе сотый бензин уже давно распробовали и охотно заливают в баки, то многие российские автолюбители пока с вопросом поглядывают на новый продукт. В чем его особенность? Для каких моторов он подходит, и есть ли противопоказания для экспериментов с высокооктановым топливом? Разобраться в технических нюансах, преимуществах и ограничениях для использования топлива с октановым числом 100 помог технический эксперт независимого международного испытательного центра APL Павел Карташов.
1. Сотое топливо: для кого?
Высокооктановый бензин — продукт не только для мощных турбированных моторов и спорткаров. Он подходит всем современным двигателям, которым рекомендовано 95-е топливо и выше (этот момент всегда можно уточнить в техпаспорте или у дилера). Если автопроизводитель указал ограничение от 92 до 95, сотка не подходит. Не стоит использовать ее и в старых карбюраторных машинах, там, где нет электронной системы зажигания.
К слову, высокооктановый бензин можно заливать и в мотоциклы с четырехтактным мотором. В данном случае нет разницы, какой транспорт — двухколесный или четырехколесный. Если в мануалах указана только нижняя граница, значит, лить можно. Главное, что должен помнить каждый водитель: категорически не стоит использовать бензин с октановым числом ниже рекомендованного.
2. Зачем заправляться высокооктановым топливом?
Главная причина — в разы снижается риск детонации, а значит, и преждевременного износа двигателя.
Локальный взрыв приводит к перегреву, повышенному износу элементов двигателя, в крайних случаях — к частичному разрушению мотора. Обычно сопровождается звенящим постукиванием из-под капота, падением мощности, скачущими оборотами и задымленным выхлопом.
Вероятность детонации повышается на обгонах и подъемах, при перевозке грузов и длительном движении по высокогорной местности — в условиях, когда двигатель испытывает повышенные нагрузки. Особенно если все это происходит в жарком климате. В подобных режимах высокооктановое топливо позволяет мотору работать мягче и сокращает его аппетит.
Стоит учитывать, что двигатели с пробегом более 15–25 тысяч километров имеют отложения в камере сгорания. Они образуют теплоизолирующий слой, который мешает сбрасывать излишнее тепло через стенки ДВС. В итоге горючая смесь в цилиндрах нагревается больше, а это прямая дорога к детонации. Не зря для машин с пробегом существует своего рода консенсус: после 20 тысяч на одометре рекомендуется заливать бензин с повышенным октановым числом на 3–5 и более единиц. Топливо с более высоким октановым числом даже при больших отложениях в цилиндрах будет гореть, не детонируя.
3. Можно ли миксовать разнооктановые бензины?
Если вы не нашли сотое топливо на ближайшей АЗС и заправили обычный 95-й, ничего страшного не случится. При смешении бензинов с разными октановыми числами получается горючее с промежуточным показателем. Условно говоря, мешая 95-й и 100-й в одинаковых пропорциях, получите топливо с октановым числом 97 или около того.
4. Октановое число 100: присадки или технологии?
Бензин с нужным октановым числом и необходимыми свойствами чаще всего получают добавлением присадок. Но добиться высокооктанового топлива можно технологически. В России работает всего шесть заводов, где автономно, без закупок компонентов со стороны может выпускаться сотый бензин. Например, на Омском НПЗ «Газпромнефти» после модернизации стали получать высокооктановые компоненты исключительно за счет глубокой переработки нефти, а не присадками. Такое чистое, высокотехнологичное топливо считается максимально безопасным для работы мотора.
5. От высокооктановых бензинов прогорают клапаны — миф или реальность?
Клапаны прогорают обычно совсем по другой причине — из-за неверных настроек. Слишком маленькие зазоры не обеспечивают герметизацию камеры сгорания при работающем моторе. Это приводит к термохимической коррозии и быстрому износу системы — это и есть так называемый прогар. Если клапана правильно отрегулированы и мотор не испытывает сверхнагрузок, никакой опасности нет.
6. Сотня — не предел?
Высокооктановые бензины нужны для двигателей с высокой степенью сжатия. Повышение этого параметра — один из главных трендов в автомобилестроении, ведь таким способом можно наращивать удельную литровую мощность. Когда-то были только 80-е бензины, потом стали активно использоваться 95-е и 98-е. Прогресс ведет к тому, что для машин понадобятся продукты с более высоким октановым числом. Безусловно, сотня — это не предел. Уже сейчас в автоспорте применяют 102-е и 104-е горючее.
В Челябинске бензин с октаном 100 предлагает сеть АЗС «Газпромнефть». Он пополнил топливную линейку G-Drive. Сотка может заливаться совершенно в любое авто, у которого нет ограничений на высокий октан.
Интересный факт
Весной этого года в ЮУрГУ провели стендовые испытания G-Drive 100 на двигателе «четырнадцатого» ВАЗа (таким мотором представлена почти треть российского автопарка). По итогам испытаний доказано экспериментально:
постоянное использование — безопасно;
при высоких нагрузках двигатель защищен от вредных воздействий детонации за счет запаса детонационной стойкости бензина;
догорания топлива в выпускном трубопроводе и прогорания клапанов не происходит;
снижается часовой и удельный расход топлива (по сравнению с АИ-95) во всех режимах нагрузки;
низкий уровень образования нагара.
Почти три года G-Drive 100 успешно обкатывали в Европе — теперь пришел черед российского рынка.
— Попробовала этот бензин буквально на прошлой неделе: залила и сразу на трассу, — рассказывает водитель Mazda3 с 12-летним стажем, участница городских ралли Оксана Николенко. — Если держаться обычного режима, без резких маневров, длинных обгонов, не съезжать с асфальта на грунт, уловить отличия на глаз будет непросто. Но как только нагружаешь мотор, разница становится очевидной: машина быстрее набирает скорость и отзывается на педаль, в целом динамика меняется. А расход при этом вышел меньше примерно на литр — обычно на трассе это 7,7 л, сейчас вышло 6,8. Надо понаблюдать еще в городе.
Впервые для себя протестировал сотое топливо и челябинский автолюбитель Игорь Кузьмин, который каждый день ездит на внедорожнике с двухлитровым турбированным мотором:
— Я не отношусь к числу экспериментаторов, но в очередной раз приехав на заправку, решил: почему бы не узнать, что такого премиального в этом G-Drive 100. Обычно беру 95-й, тут заправил около 20 литров в практически пустой бак — с учетом одной и той же суммы литраж, конечно, оказался меньше. Посмотрим, удастся ли сэкономить на расходе, — настраивается на тест-драйв водитель.
Первые 5 километров пути прошли как по маслу, хотя и значительной разницы водитель не ощутил. Но это было только увертюрой к действию:
— На первых порах никаких перемен, но и напряженное движение в городе не позволяло поднажать, набрать скорость. А когда выбрались в спальные районы, тут уже можно оценить запас ресурсов. По моим впечатлениям, машина стартовала резвее, но без рывков и «провалов», даже если педаль вжать в пол. Ход в целом показался плавнее, а машина охотнее принималась со светофора. На обгонах — отличная динамика, при этом обороты не зашкаливают, и мотор не надрывается ревом. Считаю, автомобиль неплохо принял новый бензин.
Что касается расхода, для адекватных выводов надо как минимум покататься с недельку, выехать подальше на трассу. Но сейчас мне показывает средний расход 13,5 литра на сотню километров — это с пробками, включенным кондиционером и для мотора в 150 лошадей. Обычно летом по городу выходит 14–15 литров. Если посчитать, даже литр экономии может компенсировать разницу в цене между 95-м и сотым бензином.
— Конечно, чтобы заметить разницу, надо прислушиваться к ощущениям, но она определенно есть, — поделился впечатлениями водитель Subaru Impreza и в прошлом участник ледовых спринтов между «Субару-клубами» Антон Тетеркин. — Думаю, особенно отличия бросятся в глаза, если снова залить топливо с более низким октаном. Если говорить в общем, автомобиль бензин оценил: на первой — второй передаче стал напористее, ощущение, будто машина летит, а не едет. По расходу будет показательной зима — обычно с высоким октаном экономия наглядная.
Лично я взял новый G-Drive 100 на заметку — думаю, он станет отличной альтернативой в дальних поездках или если вдруг решу возобновить зимние экспириенсы. А уж люксовым авто прямая дорога к премиальному топливу — протестировать определенно стоит.