Челябинцу Александру Смольникову, доказывающему через суд, что в детстве его незаконно поместили в интернат для умственно отсталых, придётся пройти новую психиатрическую экспертизу. На заседании 22 августа об этом ходатайствовал ответчик — областной центр диагностики и консультирования, передаёт из Центрального райсуда корреспондент 74.ru.
В интернат для умственно отсталых детей Александра Смольникова перевели из детдома в шестилетнем возрасте. С первого класса мальчик считался «дебилом», но последняя комиссия сняла все страшные диагнозы. 24-летний молодой человек уверен, что годы, проведённые в специализированном интернате, а не обычном детском доме, лишили его возможности на нормальную жизнь.
На сегодняшнем заседании так и не удалось выяснить, чем руководствовались врачи, выставляя Смольникову диагноз. Представитель комитета по делам образования предоставила в суд решение о помещении Александра из детдома, где он был, в интернат для умственно отсталых. В документе сказано, что это делается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
В то время комиссии создавались непосредственно при детских домах. По словам представителя комитета по делам образования, данных, кто входил в неё, не сохранилось, так как комиссии были не составе работающего тогда управления образования.
— Нам удалось выяснить, что личное дело Смольникова было отдано ему на руки, когда он выпустился из интерната. Скорее всего, решение это комиссии у него на руках, поэтому просим приложить личное дело к материалам, — сказала она.
Сам Александр Смольников уверяет, что в личном деле нет решения комиссии, поэтому он и был вынужден обратиться в суд.
Судья изучил справки из областной психиатрической больницы, которые подтвердили, что Саша Смольников здоров. В них указано два диагноза — «психически здоров» и «лёгкая степень умственной отсталости».
— Возникает вопрос — может ли человек быть психически здоровым и обладать лёгкой степенью умственной отсталости? — задался вопросом судья Максим Величко.
По словам Ольги Кондаковой, директора областного центра диагностики и консультирования, который несколько лет подтверждал, что Смольников умственно отсталый, эти два диагноза противоречат друг другу.
— Психическое здоровье определяется соответствием развития человека и его возраста. Умственная отсталость определяется, если есть нарушения памяти, воображения, речи, осмысленности, то есть несколько нарушений. Есть международная классификация, которую используют все врачи. Она предполагает шифры, у диагноза «психически здоров» — один шифр, а «умственной отсталости» — другой, — указала Ольга Кондакова. — Не может ребёнок, имеющий умственную отсталость, выздороветь и стать здоровым.
То, что Александр здоров, подтверждают не только врачи областной психиатрической больницы, но и независимая диагностика, сделанная по настоянию юриста молодого человека. Её проводила бывший директор областного центра диагностики и консультирования Жанна Кулькова. Но у нынешних сотрудников учреждения к ней возникли вопросы. Ольга Кондакова попросила в суде предоставить полную информацию по тестированию — с вопросами и ответами Александра.
— В 2001 году Александр не наблюдался у нас, к нам он попал в 2007 году, тогда ему был поставлен диагноз, который ежегодно подтверждался участковым психиатром. Мы настаиваем на проведении новой психиатрической экспертизы, — добавила Кондакова.
Юрист молодого человека Денис Резниченко считает, что подобная экспертиза бессмысленна, ведь она будет оценивать сегодняшнее состояние Александра, а не то, которое у него было до помещения в интернат.
— Я не состою на учёте у психиатра. Три года назад получил водительские права, а умственно отсталым их не дают. У меня оформлены все документы на квартиру, — пытается доказать Саша. — Я боюсь того, что меня начнут спрашивать по школьным предметам, которые я не проходил, у меня уровень образования пятиклассника, потому что в интернате нам давалась только такая программа.
Сейчас суд должен определиться с выбором лечебного учреждения, где будет проводиться экспертиза. Александр признался, что врачи психиатрической больницы уже намекали ему на то, что диагноз может «вернуться».
В интернате Александру пришлось пережить издевательства, а после выпуска он не смог получить нормальное образование.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.