В день рождения Челябинска мы решили вспомнить обещания властей в разные годы, дать волю фантазии и представить, что бы случилось, если бы всё сбылось. А может быть, фантазия не так уж далека от реальности?
Челябинск. Исправлено и дополнено
Когда торопишься, всё раздражает. Раздражает парк, в котором я вечно плутаю до станции «Тополиная аллея». Раздражает бесшумность электромобилей. Раздражают квадрокоптеры доставки шаурмы.
Но больше всего раздражают понаехавшие. Все эта так называемая интеллигенция, все эти ученые, поэты и художники, от которых у станции не протолкнуться.
Я никак не избавлюсь от привычки отличать их по говору, вычленять вальяжную речь москвичей и округлые гласные жителей какого-нибудь Мышкина. От их гула холл станции содрогается в резонансе. Чего вам не жилось на родине, в ваших Мышкиных? Зачем вас потянуло на Урал? Ну да, здесь вам и работа, и природа, и горные лыжи. Здесь экология.
Приезжие активно «чёкают», стараясь сойти за местных, но я их всё равно отличаю. У коренных челябинцев лица другие, попроще что ли, поприятнее. В челябинцах, как ни крути, чувствует уральская стать.
У метро меня перехватывает разговорчивая девушка-промоутер, собирающая подписи против строительства второй очереди гелиостанции под Магнитогорском. По мнению активистов, она нарушает ареал байбаков, которые живут в степях у южной границы.
— Байбаков? — переспрашиваю я нехотя. — Сусликов что ли?
— Сурков.
— Ну раз сурков... — я касаюсь смартфоном её планшета.
— Аркаим принимает в год миллион иностранных туристов, и каждый увозит магнитик с байбаком. Представляете, если они вымрут из-за солнечных панелей? — объясняет мне Снежана, студентка ЮУрГУ из Красноярска, которая пишет диплом о челябинской экосреде.
На её планшете уже 14 тысяч подписей. Такими темпами сурки выиграют осенью губернаторские выборы. А я потерял ещё пять минут.
Мне стоило поехать на машине через Шершневский мост и Томинский заповедник, полюбоваться панорамой города, к которой не могу привыкнуть еще со времен саммита ШОС. Когда смотришь с моста на плотину, горизонт скалится белыми зубьями высоток со зданием конгресс-холла во главе.
Но за летние месяцы я отвык спускаться в промозглый паркинг, где ждут каршеринговые машины, и ноги сами несут к метро. Здесь можно шикнуть на приезжего («чё» надо говорить отрывисто, а «ё-моё» — протяжно). А можно посмотреть на больших экранах анонсы драмтеатра.
Ехать мне через всю агломерацию. Сначала — по Металлургической ветке до станции «Западный берег». Затем переход на линию «Городской бор» до станции «Колупаевка», где рядом с «Катюшей» поставили памятник Маршрутчику — бронзовый гражданин сидит на ишаке с протянутой назад рукой. Молодежь не понимает иронии и трет ишаку между ног на счастье, отчего между ног у ишака изрядно блестит. От Колупаевки по скоростной Еткульской линии можно добраться до самой Розы.
Толпа приезжих рассасывается на остановке «Институт стали и сплавов». В вагоне остаются несколько человек, в основном — туристы, которые торопятся на регистрацию шестичасового рейса из Калачево в Екатеринбург. Есть же любители полетать, когда «Сапсан» приходит в северный хаб минут на двадцать позже. Пижоны столичные.
В районе Синеглазово поезд на секунду выныривает из тоннеля, чтобы хвастливо показать гостям города таунхаусы, вписанные в береговую линию на скандинавский манер. Заморочились же. Раков развели, форель. Продают куда-то в Европу.
Если бы я не болтал с любительницей сурков, я бы почти успел. От вагона я мчусь к гребенке эскалатора и спускаюсь в длинный тоннель к парку экстремального отдыха «Коркинский». В его котловине свет становится приглушенным, а звуки съедает зелень.
Я бегу через смотровую площадку, откуда хорошо виден дайв-клуб и затопленный БелАЗ (главная достопримечательность), мимо трассы для скоростного подъема на холм, мимо каскадного сада цветов.
Запыхавшись, я озираюсь у кафе «Уголёк». Недовольная Алиса расхаживает в толпе. На спине у неё рюкзак с эмблемой спортшколы ЧЭМК.
— Пап, тебя просто смерть сколько можно ждать, — ворчит она. — Ты же полчаса назад выехал.
— Я же из центра выехал, — пытаюсь я обнять её.
Алиса выскальзывает из-под руки:
— Из центра до Розы — пятнадцать минут. Я уже час сижу.
— Ну сходила бы в зоопарк.
— Питона увезли, а остальных я видела.
Мы идем к выходу. Самый длинный в Европе эскалатор поднимает нас к железнодорожной станции «Карьер».
— А знаешь, раньше здесь добывали уголь и воняло на весь Челябинск, — отвлекаю я дочь от сердитых мыслей.
— Если бы воняло, тут бы не построили парк, — фыркает она. — Ещё вспомни, как у тебя горло болело, ты думал — ангина, а оказалось — воздух такой.
— Было дело.
— Ой, пап, может, хватит? Воздух — он и есть воздух. Ещё скажи, воду вы пить боялись. И фильтровали через уголь. И уголь брали прямо в этом карьере.
— Через уголь и фильтровали. Другой немного...
— Ой, ну всё!
До самого Еткуля она молчит, но уже на станции «Рыбный кластер» отмякает и вспоминает о выходных. Вот бы, мол, поехать в Бакал на этап чемпионата мира по многоборью.
— И вот бы наши победили, — подначиваю я её. — И заняли бы весь подиум.
Алиса оживляется:
— О, да! И я бы взяла у Пефтелева автограф...
— А его дед, кстати, был главой Челябинской администрации давно, когда всё ещё начиналось...
— Да? — удивляется Алиса. — Вот вы, наверное, здорово тогда жили. Такие люди. А теперь даже третье кольцо достроить не могут. Бардак сплошной.
— Ага. Круто жили, — смеюсь я в бороду.
— Ну я собираюсь в Бакал?
— Ага. Миелофон не забудь
— Пап, ну серьезно?
Ладно, помечтали — и хватит. Такой бред в голову лезет. Разошелся я. Не победят наши, конечно. Максимум, в тройку попадут. Смысл ехать-то? Целый час на поезде. Или всё-таки победят?
— Вот увидишь, победят, — теребит меня Алиса. — Ну победят. Они же обещали. Сам Пефтелев обещал. И Будровский. Ну едем?
— Ну раз Пефтелев и Будровский обещали, тогда наверняка, — соглашаюсь я. — Едем.
Артём Краснов