Вчера мне встретился классный таксист. По «шкале таксистости» он бы набрал баллов 80 из 100. Он провез меня «экскурсионным» маршрутом, обогнув все пробки, и пусть мы, по-моему, ничего не выиграли, зато увидели город с изнанки. Но речь не об этом.
Таксист был молодой, располагающий и очень разговорчивый. Еще до первого перекрестка он сообщил:
— В городе машины почти у всех, и это очень плохо. Никто не умеет водить. Я удивляюсь, как они не боятся садиться за руль.
Оказалось, таксист он случайно, а вообще ездит на большегрузе. Я даже удивится, что водитель самосвала имеет такую почти интеллигентную внешность.
Потом выяснилось, что в России крутоваты налоги для малого бизнеса и власти напрасно его душат. Я хотел было вставить про бремя ЕСН для ипэшников, но оказалось, таксист и сам бизнесмен и владеет «ооошкой», которая производит, как я понял, светодиоды. Цена им — десять рублей, налог — пять. Возможно, ради налогов он и таксует.
Ехал он хорошо, не нарушал, разве что «Нексия» глохла на холостом ходу. Работала она на метане — нечастое, кстати, явление в Челябинске. Мы сошлись во мнении, что метан — идеальное топливо для России.
«Правда, если ГБО неважное, можно движок перегреть…», — подумал я.
— Я тут движок перегрел, — продолжил невысказанную мысль таксист и тут же нашел повод для оптимизма. — Разобрал: поршни чистые, цилиндры чистые. На промывке сэкономил.
В промежутках между бизнесом, таксованием и вождением самосвала он учится в Екатеринбурге. Я наверняка ещё чего-то не знаю, но парень — железный кандидат в кадровый резерв России.
И тут легко скатиться в сарказм. Да, мой герой имел почти все первичные признаки таксиста, кроме тяги к шансону или рэпу. Но я подумал о другом: когда мы посмеиваемся над таксистами, которые бизнесмены-директоры-эксперты-тренеры, бывшие или подающие надежды, мы никогда не знаем их реальных возможностей. Нам проще думать, что они половину сочиняют, половину преувеличивают, а на деле рождены лишь крутить баранку. Ведь иначе зачем им быть таксистами?
И это верно. Но верно и другое: мы действительно не знаем, сколько среди нынешних таксистов потенциальных Вавиловых, Булгаковых, Жуковых или Джобсов. Да просто толковых людей, чья толковость растрачивается в основном на ремонт подвески.
Количество по-своему одаренных детей примерно одинаково во все времена, но если предположить, что концентрация условных Пушкиных сейчас не меньше, чем во времена Царскосельского лицея, то почему кругом в лучше случае Басты? Где все Пушкины? Вот они: подрабатывают таксистами. И слушают Басту. Или греют зад в офисе. И слушают Монеточку.
Они не знают себя, а если знают — молчат, а если не молчат, им советуют: «Ты на дорогу лучше смотри». И они смотрят, ведь дорога — дело нешуточное. Как нешуточное дело ипотека, футбол и дедлайны. Может быть, мы вырождаемся?
Если бы меня попросили назвать одну проблему России, я бы выбрал вот что: неумение проращивать зерна. Даже по-другому: неумение отличать зерна от пыли. Отсутствие необходимости это делать. Таксист — это всегда таксист, а всё остальное — лишь его пустословие и статистическая погрешность, которой нужно пренебречь. Так у нас принято думать.
Мы не верим в будущее, пророщенное снизу. Мы высекаем его сверху топорищем национальных кастингов, госпрограмм и стандартов. Мы отмахиваемся от тех, кто хочет расти, в пользу тех, кого можно заставить расти. Мы хотим лишь форм жизни, способных принять форму каркаса. Мы боимся проращивания, потому что в этом есть что-то мистическое. Всё растущее дико кажется сорняками, на которых спеет лишь самодовольство, вольнодумие или печаль. Мы не верим, что нечто новое может возникнуть спонтанно, без указов, регламентов, инвестиций, каких-нибудь тренингов или курсов повышения. Мы даже в себя не настолько верим, не то что в таксистов.
Спрос на сильные личности ниже, чем спрос на таксистов. И разве это не признак благополучия? Спокойным должно быть время, когда строптивые генералы и упёртые академики могут отдохнуть в шкуре извозчиков, менеджеров или журналистов.
А пустословие таксистов — не всегда пустословие. Даже если иные приукрашивают, иногда это неосознанная попытка найти место для шага вперед, заявить о проблеме, достучаться. Попытка тщетная, конечно.
Я вовсе не утверждаю, что мой герой в самом деле способен на большее. Я его не настолько знаю. Я просто оставлю эту дверь приоткрытой на случай, если в неё кто-то захочет войти.
И если в нас видят лишь таксистов — нельзя соглашаться слишком легко. Лучше быть нервным, преувеличивать, оставаться неудовлетворенным. Это не рецепт успеха — это лишь способ оставить дверь приоткрытой. Иногда и это — немало.
А мы приехали, я отдал 150 рублей (без сдачи, если можно…), поблагодарил. Мне почему-то понравился этот таксист. Хорошая была поездка. Необременительная.
Если вас есть развёрнутое интересное мнение по актуальному вопросу, пишите нам на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также можно связаться по WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.