1 октября холдинг предприятий безопасности «Варяг» отметил 18 лет со дня основания. О том, почему компания считается одним из крупнейших игроков на рынке охранных услуг в Уральском федеральном округе, почему этот год стал для «Варяга» годом абсолютных рекордов и о том, что действительно важно при выборе охранного предприятия, рассказал основатель и директор холдинга Алексей Шашков.
— Алексей Анатольевич, давайте начнём с главного, почему год совершеннолетия «Варяга» вы назвали «годом абсолютных рекордов»?
— Действительно, подведя итоги этого года жизни «Варяга» по разным направлениям, мы выявили несколько ключевых показателей, которые достигли на сегодняшний день своего рекордного максимума. Во-первых, это количество клиентов, доверивших нам свою безопасность, — 20 000 объектов, подключенных к нашему пульту в Челябинске. Во-вторых, объём собственного производства охранных приборов вырос до 50 000 штук в год, что, конечно же, связано с приростом клиентской базы.
— А как вообще обстоит ситуация на рынке охраны, и сильно ли она изменилась за 18 лет?
— Рынок охранных услуг очень неоднородный. Кроме нескольких крупных компаний на нём присутствует множество мелких фирм, которые открылись лет 10–15 назад, а сейчас зачастую уходят с рынка, не сумев перерасти формат ЧОПа — банкротятся или продаются. Подготовка персонала, обслуживание автопарка, содержание оружейных комнат, покупка оборудования — эти операционные затраты постоянно увеличиваются и сводят к нулю рентабельность небольших охранных предприятий. И я не включил сюда ещё наши многомиллионные расходы на развитие и усовершенствование: разработку собственного оборудования и программного обеспечения, покупку серверов для хранения данных. А все это происходит на фоне снижения стоимости охранных услуг при сохранении требований к их качеству. Крупные компании способны противостоять таким явлениям за счет масштаба, малые — нет. Всё-таки по-настоящему качественная охрана — это бизнес больших предприятий.
— На какие параметры, помимо цены, по вашему опыту ориентируются клиенты при выборе охранной компании? А на что бы вы порекомендовали обратить внимание?
— Как и в любом деле, клиенты хотят найти баланс между ценой и качеством оказываемых услуг. Но если с ценой всё более или менее понятно, то как следует оценивать понятие «качество»? Во-первых, тут я рекомендую обратить внимание не только на то, что заявляют на своих сайтах компании, но и узнать о наличии и количестве собственных экипажей ГБР. Во-вторых, сам автопарк, потому как скорость прибытия на объект напрямую зависит от маневренности и проходимости автомобиля. Поэтому мы неслучайно выбрали автомобили класса «внедорожник», ведь в нашем регионе, когда почти девять месяцев в году проезд часто бывает осложнён в силу погодных и прочих условий, тратить время на застрявший автомобиль в нашей работе просто недопустимо. В-третьих, опыт работы компании, её клиенты. Ну и последнее, о чём обычно не задумываются обыватели, но что по-настоящему важно, — это безопасность ваших персональных данных.
— Действительно, безопасность данных — это не тот критерий выбора, который обычно встречается в инструкциях или интервью, не тот, который в первую очередь при опросе назовёт клиент. Поясните, пожалуйста, что это и как это проверить.
— Как правило, все персональные данные клиентов охранных организаций хранятся на облачных серверах, принадлежащих московским или санкт-петербургским компаниям. То есть в системе «личные данные — сервер — охранная компания» появляется дополнительное звено — организация-держатель сервера. Соответственно, компания, отвечающая за вашу безопасность, может даже не быть в курсе каких-то технических сбоев, утечки информации, передачи её третьим лицам. Насколько я знаю, мы единственная в нашей области организация, обладающая собственным сервером, находящимся в Челябинске. Таким образом, исключая любых посредников, мы можем быть уверены в сохранности данных и несем за них личную ответственность.
— Это тоже как-то способствует повышению уровня безопасности?
— Скорее, это относится к повышению качества сервиса и технического обслуживания. Практически в каждом элементе нашей системы мы стараемся избегать зависимости от внешних факторов и обстоятельств, поэтому в «Варяге» есть отдел научно-конструкторских разработок и штат программистов. Мы не делаем чего-то сверхуникального, но в то же время мы всегда можем подстраиваться под растущие требования клиента и постоянно усовершенствовать наши приборы и мобильное приложение, а не ждать этого от сторонних производителей. Это существенно повышает качество и скорость техобслуживания и ремонта. Согласитесь, люди, которые разработали, собрали и знают в своём оборудовании каждый винтик, будут значительно компетентнее, чем те, кто это оборудование просто купил.
— Но согласитесь, как бы далеко ни зашёл технический прогресс, качество оказываемых услуг по-прежнему главным образом зависит от профессиональных кадров. Легко ли стать сотрудником «Варяга»?
— Как ни крути, но лицо компании — это, конечно же, охранник. Поэтому от того, как он выглядит, от его навыков и знаний зависит уровень доверия и спокойствия клиента. У нас есть собственный учебный центр, в котором помимо физической подготовки охранники изучают правовые и психологические аспекты своей работы, учатся оказывать первую медицинскую помощь. После обучения и сдачи экзаменов «студент» обязательно проходит стажировку и только после этого может пройти итоговую аттестацию и получить свидетельство государственного образца. Кстати, тестирование, стажировку и аттестацию в обязательном порядке проходит любой сотрудник охраны, даже если он пришёл к нам уже с лицензией и разрядом. Наши бойцы должны быть готовы к любым ситуациям и работе на любых объектах.
— Кстати о ситуациях — вам приходилось решать какие-то нестандартные задачи?
— Каждый наш крупный клиент — это своего рода нестандартные решения и какие-то особенные потребности. Например, сейчас мы с одним известным банком. При том это как постовая, так и пультовая охрана по всей Челябинской области. А учитывая, что отделения этого финансового учреждения есть везде, представьте, какое количество охранников мы должны были предоставить, и насколько развитой должна быть наша зона покрытия экипажами ГБР. Но мы справились. Также из интересных задач — постоянная работа с крупной московской ювелирной компанией, для которой мы регулярно осуществляем сопровождение ювелирных изделий между крупными городами Свердловской области с полным ответственным хранением этих изделий в ночное время. Кстати, из ценностей нам доверяют не только ювелирку. Не так давно мы сопровождали одну известную картину из Челябинского музея изобразительных искусств на выставку в Санкт-Петербург и обратно.
— Алексей Анатольевич, а какими достижениями в бизнесе вы особенно гордитесь и остались ли у вас вершины, которые хотелось бы покорить?
— Гордиться — это громко сказано, скорее, доволен, что компания стабильно идет вперед, развивается и растёт, потому что остановка равна гибели. Доволен, что у всего нашего коллектива хватает сил и энергии для реализации поставленных целей. А вершины — их ещё много. Наши планы и цели амбициозны, но реальны, их воплощение в действительность для нас — лишь вопрос времени!