Аварии автомобилей с логотипами «Яндекс.Такси» в Челябинске происходят регулярно и уже порядком надоели. Из-за них гибнут люди, бьются машины и стоят многокилометровые пробки. Нам даже предложили ввести отдельную рубрику, посвящённую таким ДТП. Но мы решили поступить по-другому, и журналист 74.ru отправился устраиваться водителем в «Яндекс.Такси» и разобраться, проходят ли водители сервиса какие-либо проверки, профессиональную подготовку и есть ли ограничения по времени работы — много аварий происходит из-за переутомления. Если коротко, то нет. Подробнее — в нашем репортаже.
Что мы имеем для трудоустройства: один потенциальный таксист с российским паспортом, правами категории B, восьмилетним стажем и легендой о желании сменить профессию маркетолога на таксиста. Что нам нужно: брендированный «Яндексом» автомобиль в аренду и возможность выйти на линию в самый короткий срок.
Первым делом ищем в Google, что нужно сделать для трудоустройства, получаем в поисковике несколько миллионов страниц, многие из которых сулят заработок более 100 тысяч рублей. Но трезвое восприятие мира и врождённая недоверчивость не позволяет алчно на них кликать — ищем официальную страницу сервиса и оставляем заявку, выбирая работу на арендном автомобиле. Из «Яндекс.Такси» набирают в течение получаса и рассказывают, что в Челябинске на данный момент есть два таксопарка-партнёра, которые готовы предоставить брендированный «болид» и все условия для начала работы. Один находится на северо-западе, другой — в центре. На вопрос, возможен ли вариант совмещения с основной работой, по телефону ответили утвердительно. В реальности же оказалось, что это не так.
Кстати, по слухам, владельцы этих таксопарков раньше были друзьями, а их супруги — сёстры. Но произошел какой-то конфликт, и они разделили бизнес. Теперь один таксопарк не берёт сотрудников, работавших у своего конкурента. Так ли было на самом деле — ручаться не будем, но приписка с этим условием на досках объявлений есть.
Сначала отправляемся на северо-запад, там нас на улице встречает бойкий молодой парень в трениках. У здания, где расположился таксопарк, стоит десяток брендированных автомобилей Datsun и премиальный Mercedes с красивым номером 001 и одинаковыми буквами. Вспоминаются рекламные страницы с обещанием баснословного дохода, и уже начинаю задумываться, на что буду тратить сотни тысяч рублей.
Внутри происходит короткий диалог, который на собеседование никак не тянет.
— Опыт работы есть? А стаж вождения сколько? Есть во что переодеться? — сразу начал расспрашивать молодой человек. — Сегодня начать готовы? Если нет, то когда? А чем до этого занимались и из-за чего решили поменять сферу?
Отвечаем честно на всё, кроме вопроса про работу — здесь придерживаемся легенды о маркетинге. Далее заполняем не слишком подробную анкету, отдаём документы для снятия копий, после чего поступает предложение обучиться работе в приложении и сразу приступить к извозу. Справок от нарколога и об отсутствии судимостей не просят. Есть ноги, руки, голова и водительское удостоверение категории B — ты подходишь.
Помещение вокруг аскетичное, но чистое и прибранное. А ещё на стене висит множество объявлений для водителей. Большинство карательные — с информацией о разного рода штрафах, но есть и поощрительное: приведи водителя — получи две тысячи рублей. Становится понятно, почему таксисты порой во время поездки так активно зазывают к ним устроиться.
В наличии сейчас там есть только Datsun on-DO на газу за 1 800 рублей в сутки. Завози деньги по утрам и не вылезай из-за баранки хоть круглосуточно — дело исключительно твоё. Минимальный срок аренды — пять дней, автомобиль сдавать в парк не надо, но все траты целиком и полностью на тебе. По крайней мере, так говорят. Есть ещё вариант с регламентированной работой по часам и сделка 30/70, при которой большую часть заработанных денег ты сдаёшь таксопарку. ГСМ — пополам, мойка — за свой счёт. Подумалось, что вряд ли в таком режиме у меня получится накопить на свой Mercedes.
Разузнав, что нас интересовало, «сливаемся» и едем во второй таксопарк. Разумеется, используя всё тот же сервис «Яндекса». Не упускаем момент и расспрашиваем его об условиях работы.
— У меня машина не арендная, работаю на процент — 40 мне, 60 — таксопарку. Вообще, у нас в городе порядка 20 таких таксопарков, условия везде несколько отличаются, можно поискать, что больше подходит, — отвечает водитель. — А почему вообще решил в такси пойти?
Отвечаем, что не устраивает зарплата в 30 тысяч рублей, всё по легенде.
— Да нормальные вроде деньги. Зато спокойно в офисе и гарантированно. В такси чего только не насмотришься, столько пьяных неадекватов, наркоманов, — делится молодой человек. — Да и по-разному всегда выходит: можно за выходные семь тысяч накатать, а может получиться, что газ только отобьёшь. У опытных уже свои хитрости, кто-то вообще только в часы пик работает, чтобы все сливки собрать при повышенном спросе. Один знакомый набирает по утрам попутчиков через сервис BlaBlaCar, едет в Екатеринбург и таксует там целый день. Заказов больше, да и тарифы интереснее, «жирнее». Обратно вечером — всё с тем же BlaBlaCar.
Также по пути обсуждаем другие варианты работы — на своей машине и аренды у частника с возможностью выкупа. Вспоминаем последние новости, связанные с «Яшей» (таксисты зовут так «Яндекс.Такси»): аварии, про случай у вокзала, где водителю компании-партнёра бомбила проломил голову кастетом — ещё одна опасность профессии.
Второй таксопарк окружают исключительно немецкие автомобили. Внутри — немногословные мужчины, один из которых всё доступно объясняет.
— Машины только Volkswagen Polo, не арендные, не выкупные, все на механике. Работа — сутки через сутки, двенадцатичасовых смен нет. Кто-то работает сутки через двое, кто-то — сутки через трое. Оплата от 40 до 50 процентов в зависимости от кассы (удалось ли преодолеть рубеж в 7 500 рублей за смену), — разъяснил серьёзный мужчина с крупным кольцом на пальце. — Все машины на газу, ГСМ с компанией — пополам, выплата — сразу же. Для работы необходим телефон на базе Android. У нас стаж 12 лет. Мы вас всему научим, покажем. Никто вас просто так не отправит на смену. Все новые водители приходят к 13 часам в любой день. Мы обучаем, делаем тест-драйв, загружаем программу, учим пользоваться. Грубо говоря, если вы пришли в час, то около трёх вы выйдете на линию и будете работать до утра. Естественно, с перерывами: час — днём, три часа — ночью. Все цифры реальные, халявщиков у нас нет, у нас здесь всё правильно, жёстко. Работа тяжёлая, мужская. Чтобы накатать 7 500, придётся попотеть.
Чтобы подтвердить, что всё так просто, мы обратились к действующему таксисту. Он предположил, что минимальная проверка всё же есть (на судимости) силами таксопарка после сканирования документов. Но иногда соискатели сознаются в прошлых грехах самостоятельно — так, один из кандидатов пришёл устраиваться водителем такси, имея за плечами угон. Его почему-то не взяли.
— Сначала я работал в «Убере» на своей машине. При устройстве включали обучалку на планшете, тест был. А в «Яндекс» я устроился вообще спонтанно, — рассказал таксист. — Вёз человека, он начал спрашивать все подробности, сколько выходит и так далее. Сказал, что в «Яндексе» сейчас промоакция, платят по 300 рублей в час помимо поездок, просто за то, что на линии находишься. Я прикинул, что неплохо за онлайн так получать, дал ему данные, он при мне на телефоне зарегистрировал. 300 рублей, конечно, не давали, он просто *** [обманул] меня. Аккаунт остался, но ездить я не стал, обидно было, что так нагрели. А потом уже через какое-то время вернулся попробовать, вдруг там лучше. Оказалось, что выходит побольше и прога адекватнее.
Затем наш собеседник был вынужден избавиться от своего автомобиля и решил перейти на брендированный автомобиль. Ему достался KIA Rio на полном «фарше» — аренда выходит в две тысячи рублей за сутки.
— Глянул на «Авито» объявления таксопарков, обзвонил несколько, поговорил по телефону. Где более-менее, туда и поехал, — добавил таксист. — Заполнил анкету, паспорт и права с собой нужны были. Прошёл собеседование и через день вышел работать. Объяснил, что я на «Яндексе» несколько месяцев успел поработать, мне не надо ничего рассказывать, всё знаю и умею, только мотор дайте. Нужен был только зарядник с проводами и телефон на «Андроиде» с держателем.
В итоге получается, что зайти с улицы в таксопарк и начать возить пассажиров может практически кто угодно. Свой первый заказ он получит уже через несколько часов. В то же время рабочий день длится 24 часа, а при аренде машины может и больше, в зависимости от ответственности водителя и его жажды заработать. Представьте, какой реакцией обладает человек после суток за рулём.
Можно ли изменить ситуацию — вопрос сложный. Ужесточая условия приёма на работу и усиливая контроль за режимом работы через путевые листки, таксопарки проиграют конкурентам, которые не чураются работать «всерую» и «вчёрную». И кажется, что инициатива должна исходить от сервиса «Яндекс.Такси», учитывая его популярность и все новости об авариях, людских жертвах. Но для агрегатора это однозначно обернётся убытками, так что шанс на перемены невелик. А расплачиваться за всё придётся нам — пассажирам.
Представители сервиса «Яндекс.Такси» не согласились с такой позицией и сообщили, что вопрос безопасности пассажиров на постоянном контроле.
— Мы понимаем всю важность вопросов безопасности наших пользователей, поэтому мы много инвестируем в технологии, — рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси». — Алгоритмы «Яндекс.Такси» автоматически отключают от заказов водителей наших партнёров, слишком долго работающих на линии без отдыха – насколько нам известно, никакой другой сервис в России не предполагает подобного контроля за усталостью. Уже тестируем запуск системы мониторинга скоростного режима водителей по GPS-треку и предупреждаем водителя, если он нарушает скоростной режим. Перед первым выходом на линию каждый водитель проходит обязательный дистанционный фотоконтроль автомобиля и водительского удостоверения, на которых проверяется соответствие данных из профиля авто и профиля водителя тому, что мы видим по факту на фотографиях. Эти инструменты позволяют нашим партнёрам повышать безопасность и качество услуг, а также предотвращать и снижать аварийность.
Этим летом к нам приходил другой таксист, который на условиях анонимности подробно рассказал о нюансах профессии. Часть читателей тогда попыталась уличить его в лукавстве — уж очень положительным им показалась его история.
Есть интересная история, связанная с работой такси в Челябинске? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».