Челябинцы столкнулись с проблемами при обращении в сервисный центр, предлагающий бесплатно увезти и привезти сломанный смартфон, починив его по цене ниже рыночной. По их словам, когда техника оказывается у компании, стоимость ремонта резко возрастает, а в случае отказа от ремонта клиентов вынуждают заплатить за курьера. Горожане уверены, что это мошенничество в чистом виде, но полиция состава правонарушения не находит. Об этой схеме и том, как отличить добропорядочный сервис от нечистоплотного, — в материале 74.ru.
Когда обладатель сломанного смартфона ищет в поисковике адрес ремонтного сервиса, одними из первых будут ссылки типа chelyabinsk.centr-название-бренда.ru или chelyabinsk.название-бренда-center-service.ru. Это происходит из-за оплаченной таргетированной рекламы. Редакции 74.ru удалось найти более 20 сайтов-клонов этой компании, у неё московская регистрация и офисы по всей России. Есть странички на продукцию всех производителей, даже на Vertu, у которого стоимость одного телефона измеряется в тысячах евро.
В контактах на этих сайтах указаны точки, где должны располагаться их ремонтные центры. Но, по данным сервиса 2gis, там никаких сервисов по починке телефонов нет, а звонящий клиент этого не знает. По телефону ему предлагают прислать курьера, чтобы тот отвёз аппарат мастерам. Всё абсолютно бесплатно, по крайней мере, на словах. Один из недовольных клиентов, Максим, рассказал свою версию обращения в этот сервис.
— Нужно было прошить телефон, позвонил на два сайта. Первые сказали, что не возьмутся, эти сказали, что всё сделают за 950 рублей с бесплатной доставкой. Предложил привезти сам по адресу 40 лет Победы, сказали, что не нужно, отговаривали меня. Когда мне рассказали все эти условия, я удивился — неужели в Челябинске появился сервис. Потом, конечно, всё встало на свои места, — рассказывает Максим. — Через час приехал курьер, подписали акт приёма-передачи, отдал ему телефон. Обычно есть акт приёма оборудования, я и не подумал, что там договор сразу.
Со слов Максима, через два часа ему набрал человек, представившийся инженером, который сказал, что не сумел «перепрошить» телефон. Однако, заверил звонивший, есть ещё возможность отремонтировать иным способом, который стоит уже 3600 рублей. После отказа, поскольку эта цена откровенно завышена и сопоставима со стоимостью самого телефона, сотрудник компании заявил, что клиенту придётся заплатить 450 рублей за доставку. Это условие предусмотрено в договоре пунктом 9, документ есть в распоряжении редакции. Без этих денег смартфон не вернут.
За своей техникой челябинец отправился 11 января на улицу Курчатова, 19, корпус 2. Там находится небольшой офис под вывеской «Смарт-про». Хоть эта компания представляется сервисным центром, но внутри нет ни инструментов, ни паяльных станций, ни склада запчастей — ничего, что ожидаешь увидеть у ремонтников. Есть принтеры, доска, красный кожаный диван с кулером, кофемашина и стойка, на которой написано «Сервисный центр принимает строго по одному клиенту, остальные ожидают в коридоре». За дверью прячется ещё одна комната. Возможно, там и кипит работа по ремонту, но это предположение вызывает определённые сомнения.
— Приехал на их адрес, там девочка сидит на ресепшене. Очень спокойная, пофигистически настроенная, ей абсолютно всё равно, что ты говоришь, — продолжил Максим. — Попытался её знанием статей напугать, но ей вообще всё равно. Дала трубку какого-то их юриста, который меня послал, грубо говоря. Сказал платить деньги, иначе телефон не вернут. Вызвал полицию, сказал, что мошенники. Пока ждал, уборщица местная обмолвилась, что проще заплатить. С её слов, у них там через день драки происходят, они уже привыкли к скандалам и не реагируют.
В то же время в офисе находились другие молодые люди с похожей проблемой: телефон забрали, отремонтировать не смогли, но деньги за курьера получить захотели. Приехавший участковый выслушал объяснения всех сторон, принял заявления и предложил заплатить 450 рублей, а затем уже идти в суд с документами об обращении в полицию. Максим заплатил, а вторая компания оказалась настойчивее и принципиальнее, среди них был и юрист.
— Приехал наряд вместе с участковым, протокол был составлен. Благодаря нашей настойчивости телефон нам вернули обратно, мы не платили 450 рублей, — рассказал один из молодых людей. — Мы там провели около четырёх часов и успели развернуть порядка десяти их клиентов. Видимо, им было выгоднее отдать нам телефон. К ним прямо хорошо идут, реклама хорошо работает, курьерская служба.
То, что «Смарт-про» пользуется спросом у челябинцев, подтверждает и количество отзывов на сервисе 2gis — их почти три десятка. Вот короткая выжимка: «Обман подготовленный! Не ведитесь!», «Развод галимый», «Мошенники», «Никогда не обращайтесь в эту компанию», «Нашёл на свой грех этих жуликов» и так далее. В Роспотребнадзоре подтвердили, что жалобы на эту фирму поступают и к ним, но это далеко не единственная компания в городе, которая зарабатывает на «курьерских».
Комментарий по поводу изменения цен за ремонт, вынуждающих людей от него отказываться, мы попросили в самом сервисном центре. Номер взяли с сайта «Специализированный сервисный центр Xiaomi», но по телефону подтвердили, что корреспондент 74.ru дозвонился именно в «Смарт-про».
— Люди сдают технику на диагностику, и, как правило, сначала мы говорим ориентировочно, что могло сломаться. Но вы сами понимаете, когда оператор говорит с клиентом и не видит телефон, он стоимость говорит ориентировочную. Когда телефон сдают, выясняется, что причина поломки была другой, и некоторые люди на это, конечно, жалуются. Это естественно, от этого деваться некуда, — объяснил по телефону оператор компании. — Я принимаю заявки на ремонт, конкретную стоимость уже озвучивает мастер. Сами должны понимать, как я могу сказать человеку, что сломалось, и сколько будет по цене. Доставка у нас в черте города бесплатная, но в случае отказа от ремонта, она оплачивается, всё в договоре честно прописано. У нас большой оборот заявок. Если вы говорите про комментарии, почитайте про Сбербанк отзывы, тоже найдутся недовольные. А то, что люди обращаются в полицию, это их право.
Начальник пресс-службы городского управления МВД Светлана Калмыкова сообщила, что на этот сервисный центр жаловались, была проведена проверка.
— У нас было одно заявление по этому адресу на эту самую фирму в октябре прошлого года. В том случае сумма была 300 рублей, которую не хотели возвращать. Участковый провёл профилактику, и деньги вернули, — сообщила Светлана Калмыкова. — Но здесь однозначно не будет никакого уголовно наказуемого деяния. Проводили проверку на признаки правонарушения, предусмотренного статьёй 7.27.1 КоАП (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), административной ответственности тоже не усмотрели. Люди подписывают договор не глядя, соглашаются на эти условия добровольно, хотя там всё прописано. Поскольку всё добровольно, состав правонарушения отпадает. Теперь они могут только в гражданско-правовом порядке решать спор в суде.
Есть ли смысл обращаться в суд, рассказал председатель челябинской коллегии адвокатов «Перспектива» Александр Щербинин. Также он дал советы южноуральцам, о которых, несмотря на их очевидность, многие забывают.
— Нужно быть очень внимательным при выборе компании, куда обращаетесь за услугами, читать отзывы по возможности. Во-вторых, изучать от начала и до конца весь текст, включая мелкий шрифт, любого документа, на котором ставите подпись, — напомнил Александр Щербинин. — Когда речь идёт о пятистах рублях или тысяче, не очень целесообразно обращаться в суд, но я у этих дел вижу неплохую перспективу. Несмотря на то, что стоит подпись, такие условия можно признавать кабальными. Здесь также применяется закон «О защите прав потребителей». Согласно ему, условия договора, ущемляющие права, признаются недействительными. Кроме того, потребитель в любой момент вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг, оплатив только фактически понесённые затраты. А они будут однозначно меньше, их должен доказывать исполнитель.
Подобных историй и компаний, работающих по тому же принципу, в Челябинске множество. Они предлагают ремонт не только мобильных телефонов, но и любой бытовой техники. И чтобы не остаться со сломанным прибором, но без денег, к выбору специалистов стоит подходить щепетильно, а не обращаться к первым попавшимся в браузере, предлагающим подозрительно приятные условия.
Как обманывают челябинцев в сервисных центрах, читайте в материале 74.ru.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».