В феврале в семье челябинцев Михаила и Юли Телендей случилось необычное пополнение — у супругов, лишенных возможности видеть, появился верный друг и помощник лабрадор-ретривер Ника. Нет, собака-поводырь не заменила молодым людям глаза, но заметно облегчила жизнь, подарив свободу передвижения по городским улицам, всё больше напоминающим полосу препятствий. Вместе с молодожёнами мы прогулялись по простому маршруту и посмотрели, как Ника справляется со своей важной работой.
Супруги вместе с мамой Юли Светланой Стыровой и новым членом семьи встретили нас около подъезда, готовые отправиться в путь. У Михаила проблемы со зрением с рождения, а Юля перестала видеть 10 лет назад. Врачи пытались сохранить девочке зрение, но после десятой операции зрение ушло и больше не вернулось. Теперь Юля с трудом видит только свет — предметы и лица остались лишь в памяти.
— Ника, в пекарню. Вперёд! — задаёт Юля маршрут голосовой командой и отправляется в путь, подстраховываясь тростью. — Мы всего две недели назад привезли её в Челябинск, а потом морозы ударили, поэтому она пока не много маршрутов освоила, но до магазина, пекарни и банка дорогу уже выучила.
Четвероногий питомец в специальной шлейке спокойно начинает двигаться вперёд. Ника проходит вдоль четырёх подъездов и останавливается в месте, где заканчивается пешеходная дорожка и хозяйке необходимо спуститься с бордюра.
— У поводыря есть два принципа работы, первый, когда человек полностью сам знает маршрут, а собака только предупреждает его о препятствиях. Вот видите, бордюр закончился, Ника остановилась, — поясняет Михаил. — Причём она предупреждает не только о препятствиях, которые есть под ногами, но и о ветках, расположенных на уровне лица или груди. Если на пути стоит машина, она обведёт, если машина едет, собака остановится. Второй принцип, когда человек задаёт команду и собака просто ведёт его по маршруту.
Юля достаёт из специальной сумочки лакомство, поощряя Нику.
— На маршруте, особенно в первое время, важно всегда иметь под рукой лакомство, чтобы собака запоминала опасные места, — говорит хозяйка собаки.
— Недавно мы ходили до поликлиники: туда показывали Нике дорогу, а обратно она сама нас привела, — говорит Светлана. — Правда, перед сугробом Миша ей не дал вкусняшку, за это Ника завела его в снег. (Смеётся.)
Юля с Никой продолжают путь, преодолевая внутридворовой проезд, обходя припаркованную машину, и снова притормаживают перед очередным бордюром. После порции вкусняшки они проходят ещё метров 20 и собака останавливается как вкопанная. На дороге искривлённое дерево. Юля обходит его, а через пару метров ещё одна остановка — мальчишки схватили палки и балуются, размахивая ими во все стороны. Обычный пёс облаял бы шалунов, но только не воспитанная Ника. Она терпеливо ждёт, когда ребятам сделают замечание и те освободят дорогу для её подопечной.
Ещё несколько минут, и Юля с Никой заходят в пекарню. Туда, где обычным собакам вход запрещён, собаке-поводырю — зелёный свет.
— По закону с собаками-поводырями можно находиться в общественных местах, потому что в данном случае она является техническим средством реабилитации, — говорит Михаил. — Для них и проезд в любом транспорте бесплатный, будь это такси, трамвай или самолёт. В будущем мы планируем выйти с инициативой к руководителям различных учреждений, чтобы они разместили на дверях наклейки с надписью: «Мы рады собакам-поводырям». Эти наклейки обычно размещаются на дверях магазинов, банков, социальных объектов. У нас в Челябинске такого пока нет.
Дорога, которая у здорового человека займёт не больше трёх минут, у нашей героини занимает около пятнадцати, обратно Ника ведёт Юлю чуть быстрее, и мы возвращаемся к подъезду.
— Я всегда боялась одна выходить из дома, страх машин и дороги преодолеть сложно, — говорит Юля. — А прошлым летом мы с Мишей разговорились про собак-поводырей, и я поняла, что мне нужна такая собака, захотелось быть более самостоятельной. Мы в этот же день нашли в интернете кинологический центр и подали заявку. А 28 декабря нам написали, что можно приезжать за четвероногим другом.
Дальняя дорога совершенно не смутила супругов, они вообще не делают трагедии из своего положения и стараются жить активно. Инвалидность по зрению не помешала Михаилу получить два образования и даже построить небольшой бизнес в Саратове, а когда познакомился с Юлей, всё бросить и примчаться к любимой за сотни километров. Расстояние и на этот раз их не остановило.
Супруги уверены, им повезло, некоторые инвалиды по зрению ждут своего специально обученного питомца годами.
— В России всего два центра, которые готовят собак-поводырей, — объясняет Михаил. — В одном из них получить питомца можно только после того, как это будет прописано в индивидуальной программе реабилитации и собрана масса документов. Мы пошли более простым путём, обратились в учебный кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» в Подмосковье, в Балашихе. Собак инвалидам там тоже предоставляют бесплатно, но бегать с бумагами не пришлось, мы просто отправили им сканы наших документов, и нас поставили на очередь.
Супруги смогли выехать за Никой во второй половине января — её нужно было не просто забрать, молодожёнам предстояло пройти двухнедельный курс обучения и подружиться с питомцем, которому на тот момент уже исполнилось полтора года.
— Поводырём может быть не любое животное. Маленьких щенков сначала в своих семьях выращивают волонтёры, чтобы собака была приучена к дому. В возрасте старше полугода их начинают тренировать в центре, на тренировки уходит ещё около шести месяцев, только потом собака сдаёт экзамен, и если она его проходит, её готовят к передаче инвалиду, — рассказывает Михаил. — Воспитание собаки-поводыря обходится примерно в 600 тысяч рублей. Вот и получается, что на них выстраивается огромная очередь. В Челябинске это первая собака за много лет, но в конце февраля за своим поводырём должен поехать ещё один челябинец.
Юля говорит, они с шаловливой Никой с первого дня нашли общий язык.
— Она сразу облизывать нас стала, радовалась, лапы на нас ставила, забраться на коленки пыталась, — вспоминает Юля. — На тренировках меня почти с первого дня слушалась, а с Мишей всё время пыталась играть, видимо, чувствует, что он более мягкий. Первые наши тапочки погрызла ещё в Москве, ну и сейчас пошалить не против, тем более у нас дома есть с кем, — смеётся Юля. — Сиамская кошка с приездом Ники поселилась на люстре, а с йоркширским терьером они постоянно устраивают шумные игры.
Как только хозяйка меняет шлейку собаки-поводыря на обычный поводок, Нику словно подменяют. Собака-подросток знает, работа закончилась, и сейчас они с Юлей отправятся на прогулку, где можно подурачиться и набегаться вволю.
Пройдя путь с вместе с незрячим человеком, понимаешь, сколько опасностей возникает на его пути: бордюр, ветка дерева, склонившаяся над пешеходной дорожкой, машины, которые снуют туда-сюда. Но ребята успокаивают: трудности закаляют.
— Человек приспосабливается ко всему, — говорит Михаил. — Если нет преград, тебе некуда развиваться и ты начинаешь деградировать. Так что мы не жалуемся, а живём и радуемся жизни. Тем более теперь у нас есть такой помощник! Ника — что-то между мамой и другом, она и заботится о нас, и понимает с полуслова.
Историю ещё одной челябинской собачки сейчас активно обсуждают челябинцы. Старший лейтенант полиции Сергей Милюков остановил движение машин ради хромающего пса, собиравшегося перейти дорогу, и даже отдал честь четвероногому пешеходу. Трогательный поступок попал в объектив видеорегистратора проезжавшего мимо автомобилиста.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».