Территория Челябинска занимает около 53 тысяч гектаров. Это сопоставимо с размерами европейского княжества Андорра и гораздо больше, чем Лихтенштейн, Монако или Ватикан. Многие из нас живут здесь с рождения и привыкли думать, что хорошо знают свой город. Но так ли это на самом деле? На любом ли снимке вы узнаете Челябинск? И во всех ли районах бывали лично? Корреспонденты 74.ru помогут вам открыть город с новой стороны.
«С нас начинается город», — гордо говорят жители посёлка Аэропорт. И с этим утверждением довольно сложно поспорить, ведь их дома видишь сразу после приземления самолёта. А вот до других кварталов Челябинска — ехать и ехать через сады или промзону.
Маленький — буквально на пять–шест улиц — и довольно уютный. Такое впечатление производит посёлок Аэропорт. Сразу за стоянкой, сделанной для встречающих рейсы водителей, идут направо садовые участки, а по левой стороне — жилые дома. Рекордов высотности строители здесь явно ставить не собирались. Всё-таки рядом — буквально в километре — аэродром, садятся и взлетают самолёты. Центр посёлка застроен кирпичными и панельными пятиэтажными зданиями. Самый высокий дом — на шесть этажей — возвели здесь уже в 2000-х годах, и жители в шутку зовут его «высоткой». А начинался посёлок Аэропорт с двухэтажной застройки. Туда-то мы и отправляемся.
Из энциклопедии «Челябинск»: посёлок Аэропорт — обособленный посёлок, расположенный в Металлургическом районе, на северо-востоке Челябинска. Строительство началось в начале 1950-х годов одновременно со строительством аэропорта.
— Наш дом построили году в 1952-м, и его вообще надо снести! Его немцы ещё строили, пленные. У нас подвала нет, дом на шлакоблоках стоит. Было как временное жильё, а нет ничего более постоянного, чем временное. У нас в квартире несущие стены потрескались, — рассказывает нам жительница одной из двухэтажек Любовь Петровна.
— И всё нам каждый год говорят: дом снят с баланса, переселим. И не переселяют, — добавляет её соседка Любовь Васильевна.
В одном доме эти женщины живут лет 40, но в самом посёлке Аэропорт — ещё дольше. Любовь Васильевна переехала сюда вместе с мужем в конце 1950-х.
— Мы сначала жили на станции Баландино у дяди на квартире, потом нам дали осенью в бараках комнату, а потом — во втором доме комнату, — вспоминает Любовь Васильевна. — Муж был сначала слесарем в гараже здесь, потом сдал на права — шофёром всю жизнь проработал. А я сначала, когда аэропорт строили, работала в ДСРе. Это значит «дорожно-строительные работы», они [рабочие] строили полосу, а я там учётчиком работала. Следила за машинами, которые бетон на полосу возили, сколько рейсов сделают. Потом перешла кастеляншей в аэропорт. Выдавала бельё на самолёты: подголовники, полотенца на кухню, всё такое. Потом уже на выдаче багажа работала. Когда большие самолёты стали, выдавали [чемоданы, сумки] на ленту. А когда маленькие были, Ли-2, Ан-2 — там носильщики сами выдавали. И на пенсию ушла оттуда.
Обе соседки в один голос заверяют — чужих в посёлке Аэропорт тогда не было. Квартиры в этих домах давали только сотрудникам воздушной гавани и их семьям. А сам посёлок даже считался элитным.
— Мы летали и в Ташкент, и в Ленинград, и в Карелию. Везде! — вспоминает Любовь Васильевна.
— Тогда было хорошо: всем, кто работал в аэропорту, билеты были бесплатные, — подхватывает Любовь Петровна.
— Сначала мы летали за 50 процентов, потом бесплатно стали, — уточняет Любовь Васильевна.
— Бабушка моя дворником была, и даже ей бесплатно был билет, — вспоминает Любовь Петровна. — А я по её билету [летала] — и никто не проверял!
Такие бесплатные билеты на самолёт получить, правда, можно было не каждый месяц, а только раз в год, зато провести отпуск можно было в любой точке Советского Союза. А вот в будни выезжать за пределы посёлка жителям было необязательно. В 1962 году здесь открыли детский сад, школу. Причём учились в последней не только дети, но и взрослые (по вечерам). При школе же со временем был создан детский хор, кукольный театр. Был в посёлке и свой магазин.
Сейчас и детский сад, и школа в посёлке продолжают работать. Правда, школа потеряла независимый статус и стала филиалом 94-й СОШ Металлургического района. А магазинов в посёлке теперь больше, чем один — целых девять, рассказывают нам жители. Есть и кулинария, и свой салон красоты. И стоит только выглянуть солнцу — на улице появляются дети и компании бабушек.
— Это всё американцы придумали, — шутит ветеран аэропорта Леонид Колганов, имея в виду пролетающий совсем недавно снег. — Раньше я всё говорил: это американцы и турки, но потом Эрдоган начал к Путину подлизываться, и я перестал говорить. Теперь только про американцев.
Леонида Колганова мы встретили в одном из дворов, когда он бодро нёс к стоящим там перекладинам коврики и пластиковую хлопушку.
— Весна пришла, пора порядок на балконе наводить, — объясняет он нам. Впрочем, ради проекта «В ЧЕрте города» с готовностью отрывается от хлопот и пускается в воспоминания. — В аэропорту я работал с 1964-го, а живём ты здесь с 1966-го. Я вообще по образованию авиационный техник, а потом институт заочно окончил и работал председателем объединённого комитета профсоюза, начальником штаба. В то время мы же были как запас военных сил, и начальник штаба должность была. А закончил работать я в 2005 году — помощником генерального директора.
В советское время, уточняет Леонид Колганов, у Челябинска был объединённый авиационный отряд: свои лётчики, штурманы, самолёты. В 1990-х была создана своя авиакомпания — «Энкор». Правда, выдержать борьбу с конкурентами она не смогла.
Авиакомпания «Энкор» функционировала в России с 1997 по 2004 годы. Была образована Челябинским авиапредприятием. В 2001 году приобрела часть активов «Бурятских авиалиний». С 2002 года наблюдалось устойчивое развитие компании. Объём пассажирских перевозок вырос до 470 тысяч человек в 2003 году. Выполнялись регулярные внутренние и международные рейсы (более 80 еженедельно) в 41 пункт назначения. В октябре 2004-го компания вошла в состав перевозчика «Сибирь», бренд «Энкор» прекратил своё существование. На момент слияния «Энкор» владел более чем 20 самолётами различных модификаций.
— Раньше было очень много самолётов: Ан-2, Як-40, Ил-18, Як-42, Ту-134, Ту-154, — вспоминает Леонид Колганов. — Не только нашей авиакомпании, а вообще транзитов. Когда я ещё работал авиационным техником, втроём мы пошли в ночную смену на обслуживание. За ночную смену прошло 26 Ту-154-х. Только Ту-154-х! А там, значит, другие ребята из бригады обслуживали и транзитные Ту-134, и Як-42 — и транзитные, и базовые. А ещё я одно время работал инженером по сертификации авиационно-технической базы. 461 человек там работал! Теперь я кого ни спрошу знакомых… Своей авиакомпании нет, и людей теперь мало. Человек 10 наберётся на перроне. Потому что летают в основном «Боинги», а на «Боинги» не переучивают наших людей. И они только встречают самолёт, ставят колодки. Нет такой работы, какая была раньше.
— Летали везде — в Москву много, в Ленинград много, в Ташкент. Да куда только не летали! Во много городов и посёлков Челябинской области летали наши Ан-2. Ездили мы туда, проверяли, как там оборудование. Эти Ан-2 боролись с вредителями. Клещей же не было в ту пору: одна из задач Ан-2 — химработы. Обрабатывали поля, леса — и никаких вредителей не было. Химработы, они не только от нас летали. Базировались и на других населённых пунктах, — вспоминает Леонид Колганов. — Я, например, летал с проверкой в Варненский район — в посёлок Николаевка. Это рядом с посёлком Александровка, где мы жили во время войны. С теми городами, которые покрупнее, сообщение в области было авиационное. А потом начал развиваться автобусный транспорт, дороги начали строить — и потихоньку всё сошло на нет.
— Не мешает вам соседство с аэропортом? Шумно ведь? — спрашиваю я. Но Леонид Колганов в ответ только смеётся.
— До того привыкли! Когда мы здесь начали жить, вот этих домов ещё не было. А были только двухэтажки. И Ан-2 заходили на посадку тут. Им же не надо бетонную полосу, они на поле прям садятся. И заход, и взлёт был над нашим домом. Ууууууу! — копирует он гудение двигателей. — Мы до того привыкли, что не просыпались. Они же по утру это делали, а по ночам не летали. И потом, сейчас международные требования к уменьшению шума двигателей. И сейчас делают двигатели, у которых намного ниже уровень звука. Слышим их, но не просыпаемся.
В одном доме с Леонидом Колгановым живёт ещё один ветеран аэропорта — Василий Леонтьев. Он на работу в аэропорт устроился в 1958 году — сторожем. А с апреля 1959-го был принят в военизированный отряд. Работал там до 1990 года, со временем стал руководителем.
— Мы охраняли самолёты, склад ГСМ, автохозяйство и другие объекты. Называлось это — отряд военизированной охраны аэропорта Челябинск Уральского управления гражданской авиации. Мой ведомственный отряд обеспечивал охрану аэропорта Челябинск, мне подчинялась отдельная команда охраны Кургана, отдельная команда охраны Магнитогорска, — вспоминает Василий Александрович. — Раньше никаких ограждений не было. Свободно со всех сторон можно было заезжать и проходить. На работу из посёлка Солнечного ходили через лётное поле — через аэродром, аэровокзал ездили [местные жители] на работу в город. Тут проходной двор был! Территория аэродрома вся усыпана ягодами была, клубникой. По ягоды многие ходили. Мы их гоняли. А когда разросся аэродром, уже ввели режим, огородили, контрольно-пропускные пункты поставили.
Впрочем, гонять приходилось не только охотников за ягодами.
— Раньше, когда маленькие самолёты были По-2, у них там часы были такие хорошие! За этими часами мелюзга охотилась, — вспоминает Василий Леонтьев. — А потом уже, позже, когда нам караульное помещение построили, был случай. В аэропорт новый радиолокатор привезли, установили только ещё. И на пульт управления вывели. Сработал сигнал — и мы по тревоге выехали. Днём было дело. Я сам лично сел на машину — и поехали туда. Увидели четверо пацанов. Они по кустам, по кустам — и бежать. А мы думали: на дорогу-то они не пойдут, коли мы на машине, пойдут на Миасс. Душной речкой мы его называли тогда. Мы машину бросили — и пошли вдогонку. Догнали, а пацаны перешли реку и на другой стороне сидят, хохочут: «Поймали нас, поймали? Вот они мы, возьмите». Ну, мы уж не полезли в воду. Обратно поехали. Приехали, подумали: куда же они пойдут? Наверное, по воде выйдут на дорогу. Тогда на повороте, где заправка, был «белый дом» — генерал жил. Я взял пистолет, со мной трое работников — ждём в кустах. Вот они [нарушители] идут, хохочут. Как только сравнялись они, я в воздух стрельнул и грозным криком: «Ложись!». Они как упали! И лежат. Подняли их, в машину посадили и привезли в аэропорт. У нас тут была слесарная мастерская. Записали мы их адреса, закрыли в мастерской. Я пошёл на обед, жил тут. С обеда прихожу, открываем — а ребят-то нет! Окно открыли и сбежали. У старшего водителя, бригадира, краги утащили и так, по мелочи. Такой был смешной случай.
Огородили территорию аэропорта примерно в 1970-х, вспоминает Василий Леонтьев. Поставили заборы, пропускные пункты — и попасть на аэродром чужим стало труднее.
Дети по стопам Василия Александровича не пошли: с авиацией не связаны, живут сейчас на Северо-Западе. Продолжить дело решила только внучатая племянница — трудится в аэропорту инспектором по досмотру.
У посёлка Аэропорт есть, кстати, одна особенность. У многих местных домов нет традиционных — по общепринятым меркам — адресов: с улицей и номером. Есть только номер. Например, посёлок Аэропорт, дом 5. Или посёлок Аэропорт, дом 17. Адреса с названием улицы есть в частном секторе, у новых домов и у местного клуба.
— Дом культуры «Сокол» был основан 65 лет назад, работал под эгидой авиапредприятия, — рассказывает руководитель ДК «Сокол» Александр Паластров. — Здесь сотрудники проживали: лётчики, обслуживающий персонал, штурманы, авиадиспетчеры, и ДК открыли, чтобы им досуг скрасить. Посёлок ведь находится в отдалении от города. Здесь показывали фильмы, как в кинотеатре. Была киноаппаратная, сейчас она у нас под костюмерную занята, а на сцене стоял большой экран — и показывали фильмы. И здесь же проводились занятия для детей, для сотрудников. В праздничные дни проводились мероприятия на уличной сцене рядом с ДК, там были гулянья. Клуб почему и стоит за посёлком, потому что дальше идёт авиапредприятие. Люди с работы шли и заходили раньше, в выходные они шли сюда.
Сам Александр Паластров в посёлке не живёт. Ездит сюда каждый день из Металлургического района. Официально и сам посёлок Аэропорт считается частью ЧМЗ, но по факту центр района и дома авиаторов разделяют примерно 20 километров пути. Возможно, именно поэтому клуб удалось сохранить и сегодня. Зал вмещает 250 человек, и на отчётных концертах он часто бывает заполнен до отказа, а уличные мероприятия собирают до 500 жителей.
— На Масленицу и хороводы, и интерактивные программы бывают, блины раздаём бесплатно. На 9 Мая мы ставим здесь полевую кухню, бесплатно раздаём кашу гречневую с тушёнкой, чай и показываем концерт, — рассказывает руководитель ДК «Сокол» Александр Паластров. — Выступают коллективы наши. Это хор ветеранов-бабушек «Надежда». Хореографические две студии: одна L`Sсhool — это дети, а вторая — это фитнес, это жители посёлка. Ансамбль у нас здесь есть любительский, вокально-инструментальный, из сотрудников аэропорта состоит — называется группа «Наши». Кто-то работает диспетчером, кто-то бортинженером, кто-то механиком. У них есть свой фан-клуб тут, они довольно популярные, людям нравятся. Наш клуб — первое здание по пути в Челябинск. Надеемся, что к саммитам фасад отремонтируют.
Кстати, концерты в клубе бывают не только по большим праздникам. Зрителей сюда приглашают один-два раза в месяц. Пишет сценарии и ведёт мероприятия худрук Екатерина Бусунина. Она в посёлке новичок. Живёт здесь 10 лет — муж местный.
— Мой супруг здесь живёт с детства, с первого класса. Отец у него работает в аэропорту. Тут мы все друг друга знаем. Даже если в лицо не знают, фамилию знают. Дружно живём, — объясняет Екатерина.
В городе она жила на Северо-Западе, но в посёлке Аэропорт ей нравится больше.
— Город есть город. Там устаёшь от множества людей. Суматоха, все постоянно куда-то спешат, торопятся. А здесь спокойно, сюда как в рай, на работу тоже как в рай ходишь, спокойно. Тем более, если работа любимая, — улыбается Екатерина. — С освещением тут была проблема, сейчас взялись более-менее. Детские площадки нам начали делать. Где 20-й, 22-й, 21-й дом — площадку новую сделали. Толком не убиралось ничего, не вывозилось, свалка везде страшенная была. На уборку территории в этот раз — порадовало очень — много жителей вышло. За посёлок все очень сильно переживают. Это большой плюс, что не остаются люди равнодушными.
Впрочем, не обходится и без ложки дёгтя.
— Посёлок Аэропорт остался в стороне от цивилизации, от большой жизни, от реконструкции, — заявляет нам посетитель клубной библиотеки и кивает в сторону трассы, ведущей из аэропорта в город. — Вот она, большая дорога, проходит мимо. Приезжают президенты, премьер-министры, а мы как на обочине были, так и остались. Шикарная автомагистраль, но буквально сто метров пройдёте — и совершенно убитые дороги, не ремонтируются дома, не убирается мусор и так далее. А когда здесь была своя авиакомпания, когда аэропорт был государственным предприятием, он поддерживал посёлок. Здесь было всё шикарно, здесь были соответствующие условия. Когда праздник проходил — День воздушного флота — здесь создавалась большая сцена, выступали артисты, самолёты малой авиации летали над посёлком! А сейчас ничего нет...
А вот цены на жильё даже в старых домах посёлка низкими не назовёшь. Согласно данным портала недвижимости N1.ru, стоимость квадратного метра в двухэтажных зданиях — от 20 тысяч. Так что купить там двухкомнатную квартиру можно за 900 тысяч. В панельных и кирпичных домах цены уже выше — до 34 тысяч за квадратный метр. В итоге за двухкомнатную квартиру жители просят 1 миллион 650 тысяч, за трёхкомнатную — 1 миллион 700 тысяч.
«В ЧЕрте города»
Наш проект — о Челябинске и для челябинцев. Что уже можно прочитать? О том, как живётся в посёлке Мелькомбината, мы рассказали в первом выпуске проекта. Затем побывали в цыганском таборе и за чашкой чая в гостях у барона узнали, что в посёлке под Шаголом живут самые юные бабушки. В третьем выпуске проекта мы отправились в городок чекистов — самый закрытый квартал Челябинска, где с советских времён селили генералов НКВД и сотрудников облисполкома. А неделю назад героями проекта стали жители посёлка ЧГРЭС: когда-то он считался элитным, а теперь превратился в криминальный.
Любите свой район и считаете, что о нем стоит рассказать? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.