Челябинский облсуд к сентябрю лишится почти трети судей из-за формирования Седьмого кассационного суда. Восполнять пробелы в штате планируется за счёт опытных коллег из районных судов. Кто придёт им на смену и отразятся ли рокировки на качестве рассмотрения дел в районных судах — 74.ru узнал у председателя областного суда Вячеслава Малашковца.
— Вячеслав Владимирович, много ли ваших подчинённых решили сменить место работы на Седьмой кассационный суд? Есть ли дефицит кадров, и как планируете с ним справляться?
— В областном суде 137 судей по штату. Из них 26 уже назначены со 2 сентября судьями кассационного суда, 12 человек прошли Высшую квалификационную коллегию и ещё несколько только подали документы. Кроме того, уже перешли в Седьмой кассационный суд руководители ряда ключевых отделов — отдела кадров, материально-технического обеспечения, отдела делопроизводства, администратор.
Благодаря тому, что предыдущие руководители создали крепкий коллектив, работоспособный, с большим запасом прочности, пока сейчас суд действует в рабочем режиме, особых проблем нет. Но час икс будет 2 сентября, когда 40 человек одновременно встанут и уйдут. Наверняка с ними будут ещё секретари и помощники. Вот это для нас будет проверкой на прочность.
— Как решаете эту проблему?
— Мы сложа руки не сидим и не ждём, когда это произойдет. По крайней мере, уже 10 человек из судей в отставке дали согласие на время вернуться к работе. Они уже прошли нашу квалифколлегию, и мы очень надеемся, что Верховный суд войдёт в наше положение и позволит им в течение полугода или года, пока назначаются другие работники, помочь нам в это трудное время.
Мы объявили конкурс. Уже 16 человек из районных судов подали документы и в конце июля должны пройти региональную квалификационную коллегию и прийти на замену. Первый этап [дефицита кадров] — это областной суд должен выдержать. Второй этап — это, естественно, районные и городские суды. У нас выбора нет другого — [областной суд] будет формироваться за счёт судей районных судов. Мы бы хотели видеть [в штате областного суда] судей и из других регионов. Но сейчас, по-моему, только не более трёх человек из других регионов подали документы. Все остальные, вероятно, будут челябинцы.
— Как же тогда будут обстоять дела в районных и городских судах?
— Я уже предупреждал председателей районных судов, чтобы они готовили замену себе и тем, кто уйдёт. Поэтому сейчас наблюдается всплеск желающих сдать экзамен на судей. Ну, по всей видимости, попробуют свои силы [в районных судах] и мировые судьи. Поэтому третий этап [дефицита кадров] придётся уже на мировую юстицию. От этого мы никуда деться не можем. Потому что [изначально] было понятно, что Седьмой кассационный суд будет в основном формироваться за счёт кадров из Челябинской области.
Сейчас кадровый вопрос в связи с созданием кассационного суда действительно очень сложный. Потому что не хочется и районные суды оголять, и не хочется, чтобы случайные люди попали и в мировые, и в районные суды, и в областной суд. И очень сложно заменить работников аппарата, которые уходят. Потому что зарплата у них небольшая — 12–15 тысяч рублей. Зарплата судей выше, но не настолько, как обсуждают в публикациях [СМИ]. Оклад судьи — в среднем 20 тысяч рублей плюс надбавки.
— Скажется ли пополнение штата районных судов за счёт мировых судей на качестве рассмотрения дел?
— Я очень надеюсь, что этого не произойдёт. У нас и так очень большая нагрузка на районные суды. Мы предпринимаем определённые действия, чтобы её сгладить. Перераспределяем силы и у Москвы будем помощи просить, чтобы нам дали дополнительные ставки. Но как это произойдёт на практике, пока сказать сложно. Сейчас мы уже передали две дополнительные вакансии [на должность судей] в Курчатовский суд. И одну ставку с 1 сентября в Сосновский райсуд передадим. Но судьи неохотно идут из других районов в Челябинск и Сосновский район, потому что нагрузка там большая.
— Вырастают ли толковые судьи из помощников и секретарей? Или же это всё бывшие силовики?
— Почему-то [среди кандидатов в судьи] стало гораздо меньше и прокуроров, и адвокатов, и следователей, и просто со стороны людей. В основном идут секретари и помощники. Как правило, это, конечно, люди достойные. Но просто формировать судебную систему из одних помощников неправильно. Должна быть свежая кровь со стороны, люди с другими взглядами, с другим опытом, с другим видением жизненной ситуации. Хотелось бы видеть [среди судей] и прокуроров, и адвокатов. В судейской среде бытует мнение, что самые жёсткие судьи — это бывшие адвокаты.
Челябинск вошёл в число девяти городов, где создаются кассационные суды общей юрисдикции. Туда смогут обращаться желающие обжаловать решения апелляционных судов, региональных судов, районных судов и мировых судей. В новой структуре будут работать 90 судей, а всего — 500 сотрудников. Здание бывшего главпочтамта на Кировке, которое они займут, отремонтируют за 410 миллионов рублей. Торги на проведение работ выиграла компания депутата из топ-100 самых богатых челябинцев.
Есть что рассказать о формировании новой судебной системы в Челябинске? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Или звоните по телефону службы новостей 7–0000–74.