В Челябинске в центре внешкольной работы «Бригантина» со стороны директора идёт прессинг и дискриминация педагога дополнительного образования. Такое обращение на имя главы региона Алексея Текслера отправила пострадавший хореограф Надежда Шлюпко. По её словам, травля длится уже давно, а с этого учебного года стала ещё сильнее. Руководитель учреждения утверждает, что это всё враньё. Комитету по делам образования известно о конфликте, более того, с подачи ведомства сейчас в центре работают специалисты контрольно-ревизионного управления. В ситуации разбирался 74.RU.
42-летняя Надежда Шлюпко больше 10 лет работает хореографом в бюджетном учреждении допобразования «Центр внешкольной работы (ЦВР) "Бригантина"» в Металлургическом районе. В танцевальном коллективе «Калейдоскоп», который специалист создавала с нуля, сегодня занимаются свыше 70 детей.
— Вы не поверите, но в детском учреждении со стороны администрации идут моббинг (травля индивида как члена коллектива. — Прим. ред.) и буллинг (агрессивное преследование одного из членов коллектива. — Прим. ред.) со стороны директора, — рассказала 74.RU Надежда Шлюпко.
По словам педагога, разногласия с руководством у неё возникли четыре года назад.
— Всё началось с расчётного листа, который мне не выдали в 2015 году, — продолжила хореограф. — Я вывозила детей в выходные на конкурс, и когда получила зарплату, не увидела за это доплаты. Расчётку я тогда выбила, но директор тут же ответила понижением зарплаты и оскорбительными репликами в мой адрес на всех совещаниях, мол, я никакой педагог, и дети у меня танцуют плохо, грязно. Даже родители почувствовали изменение отношения к детскому коллективу: у нас забрали помещение под костюмерную, выбросили костюмы в хореографический зал, сократили ставку аккомпаниатора. Методист в присутствии родителей стала говорить, что я несостоятельный педагог и больная женщина.
Потом, по словам Надежды, директор решила организовать для всего коллектива муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования (МБУДО) психиатрическое освидетельствование.
— Мы ежегодно проходили медкомиссию, но психиатр нас никогда не касался. Но тогда, в 2017 году, я вместе со всеми прошла его и, как полагается, принесла справку на работу. Мне сказали, что она не нужна, а через некоторое время повторно отправили на Кузнецова, 2а за новой справкой. Когда на приёме у врача я спросила, чем директору не нравится ранее выданный документ, он достал из стола характеристику на меня и начал зачитывать клевету, что я веду себя ненормально, выкрикиваю на совещаниях, пишу жалобы во все инстанции и выступаю в судах. Затем схватил старую справку и разорвал её в клочья. А меня отправил на глубокое обследование психики, добавив, что если я туда не пойду, то меня уволят.
Тогда Надежда обратилась в областной профсоюз работников образования.
— Мне сказали, что по закону педагоги дополнительного образования не входят в перечень прохождения психиатрического освидетельствования и уверили меня в том, что я должна спокойно ходить на работу. Я сказала об этом на работе, и вся администрация устроила преследование. Мне начали говорить, что я неадекватна, недееспособна, стою не так вплоть до того, что опёрлась на стул, который мне не принадлежит. В марте 2018 года директор достала СОУТ (специальная оценка условий труда. — Прим. ред.) и сказала, что по этому документу я должна предоставить справку от психиатра. Я не стала проходить обследование, и в апреле она меня отстранила от работы, дети остались без занятий.
Надежда написала жалобу в трудинспекцию, на что ей ответили: «Директор не имеет права направлять педагога допобразования на психиатрическое освидетельствование».
— Дальше я пошла в суд Металлургического района, чтобы получить допуск к работе и выплату зарплаты, которой меня лишили на несколько месяцев, а также опротестовать прохождение психиатрических экспертиз. К работе меня допустили, но суд признал правомерными действия работодателя. А это самое страшное, что может произойти в Челябинске с системой образования. Суд посчитал, что директор имеет право послать на освидетельствование только на основании того, что у него есть коммерческий договор с психиатрической больницей. Естественно, меня это не устроило, и я подала апелляцию. Но в областном суде тоже всё оказалось печально.
В Челябинском областном суде 74.RU подтвердили, что апелляционная инстанция поддержала решение районного суда.
— Мы собирались подать кассационную жалобу, а потом выйти в Верховный суд, но нам помешала мировая, которая была достигнута с помощью городского комитета по делам образования, — подключился к диалогу муж Надежды Шлюпко Александр. — Комитет в рамках своих полномочий все эти годы принимал активное участие по урегулированию отношений в учреждении. Но директор продолжает преследовать Надежду, летом вообще пытались разогнать коллектив, а с нового учебного года травля развернулась с новой силой и приняла личностный характер. Администрация ежедневно смеётся ей в лицо, как будто не было ни снятых взысканий, ни выигранных судов. Директор не успокоилась — устроила экзамены по охране труда, придумала 150 вопросов. Мы обратились опять в комитет по делам образования, который отменил этот приказ. Сейчас директор откровенно издевается, провоцируя ежедневные конфликты и скандалы, в отношении Надежды печатаются уведомления, пишутся докладные. Каждый день после работы Надя приходит домой, и у неё давление 180, пульс 120 и рвота до крови.
Надежду Шлюпко поддерживают и коллеги.
— Мне надоело смотреть на это безобразие, которое длится уже второй десяток лет и сейчас просто невероятную форму приобретает, — рассказала 74.RU педагог дополнительного образования детского объединения «Лесенка» Любовь Абаимова. — Раньше хотя бы потихонечку выживали, а сейчас через суды, привлекая психиатрию, экзамены по охране труда. Все это видят, но боятся и сидят, тихо подшёптывая. В свои 54 года я уже ничего не боюсь и не могу смотреть на это — хочется помочь педагогу. Знаю эту ситуацию, потому что раньше была директором по учебно-воспитательной работе в этом учреждении. Я знаю этого директора — работать с ней невозможно, у неё система такая — она всех периодически выживает. Люди тихо уходили, я сама ушла из администрации к детям, а Надежда Владимировна решила бороться и напоролась на травлю.
— Это всё враньё, никакой травли нет, — прокомментировала 74.RU директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Галина Субботина. — Эта история началась с того момента, как Надежда Шлюпко не прошла психологическое освидетельствование. Я волнуюсь из-за этого, потому как человек работает с детьми. Какой тут моббинг и буллинг? Она занимается преподавательской деятельностью. Да, в законе «Об образовании» не написано, что именно педагог допобразования должен проходить психологическое освидетельствование, там сказано — человек, занимающийся педагогической деятельностью. А допобразование — это та же педагогическая деятельность. Для здравомыслящего человека это логично, а для больного сознания — нет. Она пытается вытащить всё, что идёт ей на плюс, а всё, что на минус, в законах почему-то это игнорирует. Это очень грязная история. Шлюпко на меня пишет везде и всюду жалобы. За прошлый учебный год меня трижды проверяла трудовая инспекция, прокуратура, Министерство образования, комитет по делам образования и даже ОБЭП Министерства внутренних дел (имеется ввиду управление экономический безопасности по противодействия коррупции. — Прим. ред.). Если я до сих пор работаю и мне не предъявлено никаких обвинений, то, наверно, это всё, извините меня, фантазии больного человека. Она просто поставила цель снять меня с работы и добивается этого всеми путями — она неоднократно это проговаривала в присутствии коллег.
Никакой травли нет — никто не пытался разогнать её коллектив, его просто хотели перевести в другое помещение, и это решение было не моё, а комитета по делам образования, но она отказалась, продолжает работает здесь. Что значит, мы её травим? Нет никаких обзывательств, никто не смеётся ей в лицо — это всё враньё. Она странно себя ведёт и позиционирует, я, честно говоря, иногда сомневаюсь, всё ли у неё в порядке с головой. Понимаете, она не выполняет ни одного приказа, распоряжений по учреждению — не подписывает эти документы и считает, раз не подписала, то можно и не выполнять. И ведёт она так себя уже два года. Вот как на это реагировать?
Последний конфликт произошёл недавно, в конце октября. Шлюпко довела нашего инспектора по охране труда до больничной койки. Что произошло — неясно, видимо, у человека было плохое настроение. В докладной инспектор написала, что Шлюпко кричала ей: «Сдохнешь под забором, внуков не жалко своих, я над этим поработаю, под забором все будете. Сдохнешь, сдохнешь, сдохнешь, под забором сдохнешь, харкать кровью будешь». Женщина пошла домой и вызвала скорую, сейчас она лежит в больнице.
В комитете по делам образования 74.RU сообщили, что им известно о сложившемся конфликте.
— Эта ситуация неоднократно разбиралась в рамках конфликтных комиссий с участием представителей Министерства образования и науки Челябинской области, профсоюзных организаций. В настоящее время в учреждении по инициативе комитета работает Контрольно-ревизионное управление, по итогам проверки которого будет дана правовая оценка действий руководителя, — уточнила пресс-секретарь комитета по делам образования администрации Челябинска Екатерина Самарина.
Вы на чьей стороне?
В конце октября подобный скандал разгорелся в Златоусте. Учителя одной из школ написали в управление образования коллективное обращение с жалобой на директора. Как утверждают педагоги, с лета, пока длится разбирательство, из школы уже уволились трое из шести учителей, подписавшихся под документом, остальным приходится терпеть травлю. Сам руководитель школы уверен — небольшая группа педагогов просто задалась целью сместить его с должности.
Хотите сообщить о проблеме в сфере образования? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.