Дочь женщины из Усть-Катава, которая 11 лет продержала детей взаперти, стала героиней программы «Андрей Малахов. Прямой эфир». Девушка не поверила, что соседи не знали об их присутствии в доме, и рассказала, каким издевательствам подвергала их мать.
Так, по словам девушки, женщина старалась сократить пребывание детей на улице до минимума. Не разрешала им пользоваться уличным туалетом, несмотря на отсутствие нормальных условий в самом доме. С гигиеной у пленников вообще были сложные отношения.
— В ванне мы мылись редко, — поделилась девушка. — Точно не чаще одного раза в два месяца. А [мама] каждые три дня себе голову мыла, причёски себе делала. Сама мылась шампунями, а нам хозяйственным мылом голову мыла.
Но летом дети могли выходить на улицу, чтобы помочь с огородом.
— Соседи… Я знаю, что они нас видели, потому что, когда мы работали на участке, у нас дом на горе, они нас видели, — поделилась девушка.
На странице женщины в соцсетях есть снимки, где семья гуляет в парке. Это был кратковременный выход в свет, объяснила дочь деспотичной матери.
— Мне было лет 15–16. Мама папе сказала, что мы пойдём получать паспорт. Меня тогда сфотографировали на паспорт, и всё на этом закончилось, — рассказала девушка. — Нас пофотографировали в парке, мы пришли домой, и опять же мама закатила мне истерику жуткую: «Вот, я вас фоткала, а вы меня меньше фоткали, чем себя».
Часть домашней работы была на детях. Так, например, готовить мать заставляла свою старшую дочь.
— Я каждый день готовила, — рассказала девушка. — Она говорила, что этому должна учиться я. Были помидоры. Мы хлебушек нарезали, помидорки сверху, приправки — и это в духовке немножечко [запекали]. Мама очень обожала это.
При этом женщина фанатично добивалась семейного сходства. С 13 лет она начала красить в блондинку старшую дочь, с шести лет — младшую.
— Она хотела, чтобы мы были её копией, — так объясняет поведение матери девушка. — Она как-то по-своему нас любила, у неё это зашкаливало — то, что она от всего хочет нас оградить.
В школу дети не ходили, медицинской помощью не пользовались, а единственной связью с внешним миром был интернет. Но пользоваться планшетом можно было только под жёстким контролем матери. Она разрешала смотреть мультфильмы.
— В последнее время она стала более жестокой. Три пробоины у меня на голове кровавые были. Вся прихожая была в крови, и я уже понимала, что это всё, это ненормально, я не могу так больше. Она уже младшим моим кричала, что она будет их избивать так же до крови, как избивала меня. Мне казалось, что я, наверное, виновата. Может быть, это как-то по-другому можно сделать, чтобы… Может быть, её можно было вылечить. Потому что она моя мама. Всё равно она старалась многому нас научить. Она старалась… — плачет девушка.
Сейчас младшие дети находятся в Челябинской областной детской больнице. Там у них появились первые друзья. Журналистам Первого канала разрешили встретиться с бывшими пленниками и поговорить с ними. Вот расшифровка этого диалога.
— Как вы себя чувствуете?
— Хорошо.
— Чем вы тут занимаетесь в больнице?
— Играемся, общаемся с друзьями.
— Не скучно вам тут?
— Нет.
— Домой не хотите?
— Нет.
— Как к вам здесь относятся?
— Хорошо.
— Кого вспоминаете?
— Папу.
— А ещё одну сестру? Вы же помните, что у вас есть ещё одна сестра? Она вас не навещала?
— Приезжала.
— Вы с кем хотите больше жить?
— С папой.
— А папа вас навещал?
— Да.
Отец детей был старше своей жены на 14 лет, сейчас ему уже под 70. Мужчина рассказал, что всё время находился на заработках, с детьми общался только по телефону и не подозревал, что они не выходят на улицу.
Об этой истории стало известно после того, как трое детей сбежали из дома и обратились в соцзащиту. После этого их 55-летняя мать подожгла дом и покончила с собой. Как оказалось, женщина в Усть-Катаве держала дочерей 20 и 11 лет и 15-летнего сына в изоляции от внешнего мира. В доме и по периметру везде были видеокамеры для контроля. Взаперти дети провели 10 лет. Сейчас с ними работают психологи.
Глава СК России Александр Бастрыкин поручил взять на контроль ход расследования уголовного дела по этой истории. Разбирательство идёт по части 1 статьи 293 УК РФ «Халатность». По версии следствия, работники социальных служб и органов опеки должным образом не контролировали условия жизни и воспитания детей их матерью.
Знакомы с этой семьёй? Знаете подробности этой истории? Ждём ваши сообщения на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.