На ММК завершилась первая в регионе конференция по роботизации бизнес-процессов. Партнерами и участниками мероприятия стали представители крупнейших международных и российских компаний — лидеров в сфере информационных технологий и цифровизации бизнеса UiPath, Gartner, Deloitte, «Газинформсервис», Dbrain, а также Северстали, Мечела, Евраза, ТМК, РЖД, представители банковского сектора.
Основными темами форума стали практические аспекты применения программной роботизации в деятельности предприятий, а также возникающие при этом риски информационной безопасности.
Открывая конференцию, директор ООО «ММК-Информсервис» Вадим Феоктистов подчеркнул, что в ПАО «ММК» комплексное внедрение RPA-технологий (Robotic Process Automations) считается важным направлением реализации стратегической инициативы «Индустрия 4.0».
— Эта инициатива — ключевая составляющая комплексной корпоративной программы повышения операционной и функциональной эффективности, получившей название «Бизнес-система Эволюция», — отметил Вадим Николаевич. — В рамках данного направления Группа ПАО «ММК» с 2018 года реализует масштабный проект по роботизации бизнес-процессов, создав для этих целей в ООО «ММК-Информсервис» центр компетенций RPA и инноваций. В рамках проекта, рассчитанного на пять лет, будут охвачены «цифрой» основные функциональные направления: финансы и экономика, бухгалтерский учет, снабжение и логистика, кадры и персонал. На сегодняшний день в промышленной эксплуатации находятся десятки программных роботов, а к концу 2020 года планируется роботизировать более ста бизнес-процессов. В плане цифровизации производства ММК продвинулся довольно далеко и готов поделиться своими решениями, наблюдениями и опытом с коллегами и партнерами.
Одними из первых возможности цифровизации оценили сотрудники ООО «ММК-Учетный центр», в компетенцию которого входит ведение бухгалтерского и налогового учета, расчет заработной платы для подразделений Группы ПАО «ММК» и подготовка финансовой отчетности по российским и международным стандартам. Здесь в конце 2018 года появился первый робот, который взял на себя обработку больничных листов.
— Сегодня, в век цифровизации, большинство больничных приходят не в бумажном, а в электронном виде, — рассказывает директор ООО «ММК-Учетный центр» Оксана Самойлова. — То есть их нужно скачивать с определенных ресурсов, обрабатывать и снова отправлять. Это занимало много времени, пока не появился робот-помощник. Он обрабатывает больничные листы ночью, когда система не загружена. Начинали со ста больничных в день, сейчас эта цифра выросла до тысячи в месяц. Деятельность бухгалтерии связана с большим объемом рутинной работы: ежедневно приходится обрабатывать огромное количество документов. Именно эту работу мы и решили перепоручить роботу. Он не заменяет реальных сотрудников, а помогает сократить пиковые нагрузки, к примеру, в момент подготовки отчетности. На текущий момент в учетном центре «работают» пятнадцать роботов, а еще двадцать находятся в разработке.
Благодаря использованию технологий RPA на Магнитогорском металлургическом комбинате также успешно контролируют поставки сырья на предприятие. Рутинную работу по отслеживанию поставок выполняет робот.
— Управление финансовыми ресурсами — одна из сфер, где ММК успешно использует программных роботов, — рассказала старший менеджер управления финансовых ресурсов ПАО «ММК» Мария Овечкина. — Они позволяют минимизировать риски невозврата авансовых платежей по поставкам в условиях большого количества некрупных поставщиков, неединичных поставок большого объема (сырье, транспортные услуги) и отсутствия расчетного кредитного лимита на поставщика. Чтобы минимизировать риск невозврата аванса, необходимо выполнить множество ручных рутинных операций: выплатить аванс в момент отгрузки товара с контрольной точки отправки, дистанционно проверять параметры отправки груза, отслеживать движение груза до момента прибытия на склад, своевременно закрыть аванс в ERP-системе компании. Теперь с реализацией этих задач прекрасно справляются средства программной роботизации, внедренные входящей в Группу ПАО «ММК» компанией «ММК-Информсервис». Робот обрабатывает входящую электронную почту от поставщиков, ищет отправленные грузовые вагоны в базах РЖД, проверяет статус доставки в адрес ММК, после чего информирует специалистов коммерческой дирекции о результатах проверки и формирует отчеты для профильных служб комбината. Помимо экономии трудозатрат, RPA-технологии обеспечивают полную прозрачность операций и увеличивают скорость выполнения бизнес-процессов. Предоплата теперь осуществляется только под проверенные вагоны — что называется, под груз «на колесах», при этом из-за исключения ручных ошибок повышается качество работы.
В конце 2019 года Магнитогорский металлургический комбинат совместно с компанией Deloitte — крупнейшей в мире фирмой, оказывающей аудиторско-консультационные услуги, — составили портфель проектов цифровой трансформации ММК, в основе которого 110 проектов в 18 областях основной деятельности предприятия. Все они направлены на повышение эффективности труда и укрепление позиций на приоритетных рынках.
Темы по практическому применению программной роботизации, поднятые на конференции, вызвали немалый интерес у многочисленных гостей.
— Роботизация бизнес-процессов актуальна для нашего предприятия, — делится впечатлениями старший менеджер дирекции по техническому развитию и качеству ПАО «Северсталь» Руслан Ганичев. — Запустили этот проект четыре месяца назад, и сейчас на предприятии в тестовом режиме работает несколько роботов.
— Процесс цифровой трансформации, «Индустрия 4.0» — это один из основных вызовов, который стоит сейчас в отрасли, — говорит старший менеджер дирекции по техническому развитию и качеству ПАО «Северсталь» Александр Сафрюк. — И опыт ММК в данном направлении впечатляет. Проведение таких конференций позволяет в первую очередь увидеть, на каком находимся мы уровне по отношению к нашим партнерам, конкурентам, куда двигаемся, пообщаться с компаниями, которые представляют в том числе решения по цифровизации.
— Разработке и внедрению первого программного робота предшествовала большая работа по выявлению на ММК бизнес-процессов, пригодных для роботизации, — отметил руководитель центра компетенций RPA и инноваций ООО «ММК-Информсервис» Михаил Верисов. — Сначала сделали два пилотных проекта, опробовали технологию, а уже затем приступили к более сложным процессам. Труднее всего было донести до заказчиков все тонкости цифровизации так глубоко, как поняли их мы. Но и с этим справились. Если изначально инициатива исходила от специалистов «ММК-Информсервис», то сейчас уже сами подразделения генерируют интересные идеи и предложения. В настоящее время на комбинате роботизировано более 50 бизнес-процессов. К концу 2020 планируем роботизировать еще сто, и уже составлен план на 2021 год — заявок очень много.
В ходе обсуждений докладов и презентаций высказывались и опасения, что хайповая тема роботизации скоро пойдет на спад. Но опыт крупнейших предприятий страны и мира, в том числе опыт Магнитки, говорит об обратном: роботизация — это современный инструмент успешного ведения бизнеса, понятный, позволяющий решать насущные бизнес-проблемы, по максимуму уйти от риска человеческой ошибки, и со временем он будет только развиваться.
В 2019 году успехи ММК в области роботизации бизнес-процессов были отмечены наградой от компании UiPath (производитель платформы, на которой создаются роботы) за самый масштабный проект по роботизации RPA среди производственных предприятий России.