Наверняка каждый хотя бы раз хотел узнать, как проходит рабочий день человека совершенно другой профессии. И сегодня такая возможность есть.
Это Владимир — водитель поливомоечной комбинированной дорожной машины (КДМ). Каждый день он занимается уборкой улиц нашего города, при этом его работу сложно назвать незаметной ни в прямом, ни в переносном смысле. Заметив такую машину, прохожие обычно стараются отойти подальше, чтобы случайно не попасть под холодный «душ». Вместе с Владимиром мы отправились по его обычному маршруту, чтобы узнать все нюансы работы и прожить самый обычный день из жизни водителя КДМ «Урал».
— Вчера на улице был такой ураган, очень много пыли и грязи, — говорит Владимир.
Его рабочий день начинается в 8 часов утра и заканчивается в 8 вечера, но бывают и ночные смены. На Автодорожной, 6 находится база компании «Строймеханизация» — именно туда Владимир приезжает каждое утро на своем велосипеде.
— На машине я за день наезжусь, поэтому до работы стараюсь ездить на велосипеде, тем более погода такая хорошая. Я сам живу на Северо-Западе, ехать всего 7 км — это минут 30. И вообще это мой любимый район, — делится Владимир.
Рабочий день начинается стандартно. Сначала — предрейсовый медосмотр. Водитель измеряет давление, проходит алкотестер и тест на реакцию, рассказывает о своем самочувствии. Если есть какие-то жалобы, за руль лучше не садиться, поскольку работа требует высокой концентрации.
Здесь же, на Автодорожной, 6, находятся база машин и пункт ТО. За Владимиром закреплена новенькая КДМ на базе «Урала».
После прохождения медосмотра Владимир получает путевой лист. Там прописан маршрут на день и основные задачи. Автомобиль тем временем осматривают на наличие неисправностей. Всё в порядке — значит, можно выезжать на линию. Как и вся задействованная на уборке и обслуживании дорог техника «Строймеханизации», автомобиль «Урал», на котором работает Владимир, подключен к системе ГЛОНАСС, что позволяет в режиме реального времени контролировать, где находится и какие именно работы выполняет машина.
Компания «Строймеханизация», где работает Владимир, занимается уборкой улиц Калининского, Курчатовского, Металлургического, Ленинского и Тракторозаводского районов. Сегодня по плану — Северо-Запад.
— Сейчас мы едем мыть дорожное полотно на Бейвеля, — говорит Владимир. — Обычно во время поливки за одну смену я проезжаю какой-то один район. Сегодня вечером поставлю на машину щетку и завтра ночью буду мыть барьерные и перильные ограждения, там уже будет совсем другой маршрут.
В кабине у водителя — тигрёнок-талисман. Такой же оранжевый, как и форма дорожников.
— Раньше со мной катался плюшевый кот, но он уже очень устал, — смеется Владимир. — Кстати, воды в баках осталось немного, поэтому сразу нужно заправиться.
Отправляемся на пескобазу. Чтобы заправить КДМ водой, потребуется 20 минут — за это время Владимир успевает перекусить. Сегодня — иван-чай с имбирем и печенье.
— Вода поступает в насос из реки Миасс, — говорит Владимир. — Сегодня в реке воды стало заметно больше — видно, Шершни скинули. В баке машины вмещается 10 кубов, то есть 10 тонн воды. Кажется, что это много, но в зависимости от напора воды и давления хватает на 10–20 км, поэтому я заправляю машину не менее 4 раз за день. Со щеткой для мытья барьерных и перильных ограждений расход воды другой — бака обычно хватает на смену.
После перекуса водитель еще раз осматривает машину — вот здесь от сильного напора сорвало шланг, и Владимир сразу же устраняет неполадку. Заодно и лейку поднимает повыше.
— Машины регулярно проходят ТО в сервисе, но такие мелочи мы ремонтируем сами, — говорит Владимир.
Итак, бак заполнен, можно продолжать маршрут. Интересно, что политая дорога почти моментально высыхает, поэтому иногда нужно возвращаться и промывать еще раз.
— Вообще дороги лучше мыть в дождь — грязь легче счищается, если поверхность уже влажная, — говорит водитель. — Мне очень смешно, когда люди не понимают этого. Сам по себе дождь грязь никак не уберет, обочины не почистит. Он только мочит дорогу, чтобы мне проще было щеткой вычищать весь этот мусор и мелкие камушки. Часто мы работаем в паре с тракторами МТЗ или с вакуумными пылесосами. Я мою, они идут за мной и счищают грязь с прилотковой зоны дорог. После этого мусор сдвигается к краю и убирается вакуумными пылесосами либо загружается в машины. Если дорога широкая, как Комсомольский проспект, требуется несколько поливомоечных машин, и мы едем друг за другом, чтобы всё охватить.
КДМ — очень функциональная машина. Зимой их используют для уборки снега, а летом и в межсезонье — для поливки дорог. Вместо воды баки зимой можно заполнять песком и посыпать дороги в гололед.
— Раньше я на КАМАЗе работал, но эта машина лично мне нравится больше, хотя некоторым наоборот. Она комфортабельная, а я комфорт люблю, — признается водитель. — Когда со щеткой еду, конечно, устаю быстрее, так как внимания и концентрации требуется намного больше. Вот сейчас на поливке мы едем со скоростью 20–30 км/час, а со щеткой — всего 3-4 км/час. Но спешка тут ни к чему — чем медленнее, тем эффективней.
Щеткой Владимир управляет из кабины, чаще всего чистка барьерных ограждений проходит ночью.
— Эту щетку Блондинкой в простонародье называли раньше, но я звал её Змей Горыныч — на него она больше похожа, — смеется водитель. — Дело в том, что раньше на эти щетки наматывали белые тряпки, и если тряпка разматывалась, получалась настоящая коса, отсюда и прозвище Блондинка. Сейчас щетки другие, из пластика и лески.
На вопрос «почему работа со щетками чаще бывает ночью» ответ оказался прост — чтобы не мешал трафик автомобилей и пешеходов.
— Я ведь со щеткой еду медленно, днём сразу пробка образуется. Ещё люди часто встанут и смотрят, вместо того чтобы отойти подальше. У меня лейка включена, а человек стоит на обочине, смотрит и не отходит. Приходится выключать лейку, чтобы не обрызгать. Вот на самоизоляции когда все сидели, нам было удобно — дороги были почти пустые даже днем. Мы машины вместо воды заправляли трёхпроцентным раствором перекиси водорода и дезинфицировали город, — рассказывает Владимир.
Сегодня день у Владимира выдался относительно спокойный — машина следует по четко запланированному маршруту. Но, оказывается, так бывает не всегда:
— Бывает, едешь — звонит мастер, говорит: «Где-то авария, снимайся с маршрута и поезжай туда». Это чаще зимой бывает. Например, если трубу прорвало, я еду просаливать дорогу, чтобы гололеда не было. Но и летом бывает, что где-то просыпали что-то — щебень например, и я срочно еду мыть этот участок.
Смена подходит к концу, значит, пора возвращаться на базу. Владимир сдает путевой лист, где прописывает маршрут движения, километраж, время выезда и приезда и объем выполненных работ. Механики осматривают машину — она в полном порядке. Осталось сдать подписанный мастером путевой лист диспетчеру, и можно отправлять на отдых. Завтра Владимира снова ждёт насыщенный рабочий день, чтобы сделать наш город ещё чуточку чище.