— У твоего велика цепь надо смазать, — говорит Александр Шкробот, пока мы наяриваем по Соне Кривой в прямо-таки спортивном темпе.
Челябинец внимателен к таким вещам. Его велосипед в хорошей форме, потому что волка кормят ноги, а курьера — колёса и немного смартфон. Только Александр не похож на типичного деливери-боя, и идея этого репортажа возникала у нас каждый раз, когда мы видели его белую бороду, летящую где-нибудь в районе Кировки.
Мы и сейчас несёмся к ресторану восточной кухни, откуда нужно забрать суп фо-бо с рисовой лапшой, чтобы доставить сей загадочный продукт на улицу Елькина. Я думал выяснить по пути, как Александра угораздило стать курьером, но он с ходу взял такой темп, что беседы остались на потом.
Но всё же любопытство сильнее.
— Это... уф... простите... сколь же вы так наматываете? — пересиливаю я шум ветра.
— Когда как! — кричит он в ответ. — Смена у меня 12 часов: бывает всего 40 километров, а бывает и 80.
В принципе, проехать на велике 80 километров — задача для большинства посильная, но одно дело проделать это где-нибудь на загородном шоссе, и другое — в мегаполисе с его заносчивыми бордюрами, разгонами, торможениями и ездой впритирку к машинам. А добавьте ещё фактор погоды: Александр, например, ездит и зимой, и летом.
После прибытия к ресторану Александр отмечается в приложении, и мы ждём минут пять, пока заказ подготовят и пригласят забрать. На доставку до Елькина (примерно 2,5 километра) нам даётся полчаса, что вполне достаточно, но проблема в том, что далеко не всегда заказ готовят быстро.
— Бывает, тебе на доставку даётся полчаса, проходит 35 минут, а заказ ещё в работе, — объясняет Александр. — Тогда диспетчеры связываются с клиентом, просят перенести время. А бывает, что остаётся несколько минут, и нужно за это время уложиться. В крайнем случае пишешь объяснительную: есть специальная форма в приложении.
В общем, жёсткий тайминг — одна из сложностей в жизни курьера. Тут нужна стрессоустойчивость, чтобы не впадать в отчаяние при каждой накладке: в России-то с пунктуальностью в принципе беда.
А вот ещё одна сложность — найти адрес. Навигаторы спасают, но не всегда. Мы мчим на Елькина, 85/1, и смартфон приводит нас к одиноко стоящему киоску по продаже воды. Не то чтобы я не верил в продавцов воды, но интуиция и растерянные лица внутри киоска подтверждают, что мы ошиблись.
Но времени на раскачку нет, потому что приходит новый заказ — теперь в ресторан на Кировке, где нужно забрать том-ям. Это зона ответственности другого диспетчера, и Александр предполагает, что на том участке просто кончились курьеры или они не успевают, поэтому его перебрасывают им в подмогу.
По образованию Александр строитель. Служил по контракту в армии, а последние годы работал в самых разных местах. До службы доставки, например, был охранником в горбольнице № 1 — сидел у шлагбаума.
Потом пришлось искать работу. Тут он и увидел на улице курьера, заинтересовался, расспросил о нюансах и подал заявление. В одну из служб доставки Александра не взяли — не подошёл под возрастной лимит 45 лет.
— Я ещё инвалид третьей группы, онкология второй степени, — говорит он.
— Ничего себе...
— Все сразу начинают: ой, да как же, да что же... А, знаете, ничего: и с онкологией жить можно, — говорит он весело, не сбавляя хода.
Работа курьером пошла здоровью на пользу.
— У меня ещё инфаркт был. После него — тахикардия и давление 170, — вспоминает Александр. — А из-за сидячей работы охранником у меня был вес 98 килограммов. Так что в первые дни было, конечно, тяжело.
Тем более вышел он в январе, и хотя кажется, что зимой жизнь замирает, работы у курьеров в иные дни не меньше, чем летом.
— Зимнюю резину поставил, и вперёд, — говорит Александр. — А ещё экипировку выдают и на случай дождя, и на морозы.
— Но всё-таки в межсезонье кататься тяжело?
— Не знаю, — пожимает он плечами. — Работа есть работа. Я так к этому отношусь.
За пару месяцев такой работы Александр сбросил 14 килограммов, и давление пришло в норму.
— Бывает, конечно, устаёшь, если заказов много и график жёсткий. Ну или бывает в торговый центр «Горки» или «Алмаз» нужно ехать из центра, — говорит он. — Но в целом я уже привык и хотел даже перейти на смену 14 часов, только жена не разрешила — боится за меня.
Путь от Елькина до Кировки показался мне сумасшедшим, как падение в кротовую нору: я видел вспышки светофоров и мелькание зелёного рюкзака впереди. Навигатор привёл нас к очередному ресторанчику восточной кухни, где тоже проявили расторопность и вынесли заказ минут за пять, оставив нам полчаса на доставку до Энгельса.
Теперь наш путь лежит на улицу Энгельса, примерно в то же место, откуда мы начинали.
Когда начался коронавирусный кризис, 19-летняя дочь Александра осталась без работы и тоже устроилась в службу доставки. Для неё это, скорее, возможность перекантоваться на время поиска нормального места, но всё же лучше, чем ничего.
Сам же Александр, похоже, нашёл в этой сравнительно молодой (для России) профессии свой дзен. Он набрал форму, его не пугает погода, а люди реагируют на него, как на Деда Мороза: он ведь тоже доставляет приятные сюрпризы. И даже машины как будто не так сильно затирают его на дороге, хотя ездит он весьма отчаянно.
Говорить о денежных вопросах Александр не захотел, но я и не настаивал: не всё решают деньги. Помимо гонорара за доставку, который зависит от расстояния, он иногда получается чаевые от благодарных клиентов: 20, 30 или 50 рублей. Вероятно, в такси можно заработать ощутимо больше, но там и расходы другие, да и работа не такая кайфовая. По крайней мере, если на дворе лето.
— Вы возите деликатесы людям, а сами поесть успеваете? — спрашиваю.
— Если пауза возникнет — успеваю. Беру с собой термос из дома и бутерброды.
Хотя работа курьером — это в каком-то смысле самый низ пищевой цепочки, всё зависит от человека. Есть люди, которые привносят достоинство в любую профессию, и у нас как раз тот случай. Да и вообще есть в образе курьера своя романтика: легко представить сказочную историю, в которой днём ты — деливери-бой, а по ночам — автор будущего оскароносного сценария. Или просто хороший человек, про которого восклицают: «Зачётный дед!».
Сервис заказа готовой еды Delivery Club запустил собственную доставку в Челябинске прошлым летом, и вот как это было.
В марте 2019-го мы рассказывали о «Яндекс.Еде» в нашем городе на примере истории её курьера.
Хотите предложить героя для репортажа? Пишите на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.