RU74
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Челябинске

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

7 м/c,

ю-в.

734мм 32%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Город интервью «Пандемия нас подкосила»: директор зоопарка — о выселении зверей в карьер и покупке слона

«Пандемия нас подкосила»: директор зоопарка — о выселении зверей в карьер и покупке слона

Юрий Леончик рассказал о лицензировании главного зверинца Челябинска и переменах для животных

Юрий Леончик руководит Челябинским зоопарком уже шесть лет

В ближайший год челябинскому зоопарку предстоит оформить разрешение на работу, иначе уже с 1 января 2022 его могут закрыть. Получить лицензию не так просто — необходимо соответствовать всем требованиям к содержанию животных, прописанным в законодательстве. Начать преобразования в главном зверинце города хотели уже в этом году, но пандемия коронавируса спутала все планы. В интервью 74.RU директор зоопарка Юрий Леончик рассказал, как готовятся к лицензированию и какие масштабные изменения ждут посетителей и зверей.

Выбраться из клетки

— Юрий Анатольевич, готов ли зоопарк к лицензированию?

— В ближайшее время нам обещают предоставить регламент по получению этой лицензии. Там есть требования, связанные с площадями для содержания животных. Мы двумя руками за. Где можно и нужно расширить вольеры, обязательно будем это делать.

В 2021 году территорию зоопарка ждут существенные перемены

Мы хотим перестроить львятник. Есть и идеи, и необходимость из-за лицензирования. Львятник у нас сейчас находится на стадии подсчётов расходов. Планируем увеличить размер вдвое, вынести стекло ближе к посетителям. А вообще в идеале у меня в планах было львов на место верблюдов выселить. Сделать большой открытый львятник в этом большом вольере.

— А верблюдов куда?

— У нас достаточно большие вольеры есть со стороны яков. Туда можно переселить верблюдов. Они свой вольер по назначению-то не используют — есть кормушка, есть место, где поваляться. Ну и лев-то, если честно, 15–18 часов спит. Он даже в большом вольере будет делать то же самое. Тем не менее мне кажется, что эстетически было бы приятнее наблюдать за этим спящим грациозным животным в большом вольере.

— Вы будете расширяться на деньги зоопарка?

— Ну и за счёт средств бюджета, я надеюсь. По поводу тех вещей, которые мы не сможем финансово осилить самостоятельно, нам, конечно, придётся писать письма учредителю — Управлению культуры города, а также главе города, ещё куда-то. Но пока мы видим, что с какими-то вещами мы можем справиться на сегодня самостоятельно. Мы не стоим на месте и стараемся развиваться, хотя бы пытаемся хотеть чего-то и думать, как это сделать.

Директор зоопарка мечтает выпустить животных из клеток и создать для посетителей безбарьерную среду

— А какие планы насчёт других вольеров?

— У нас морально устарели уже многие вещи. Есть уже цифры и сметы по их обновлению. По забору на ряду копытных, который сейчас непрезентабельно выглядит, есть идея сделать безбарьерную среду, чтобы посетители не видели решёток. Есть система, когда вольер заканчивается рвом. Животное спускается в ров, и у него нет возможности выйти, но при этом отсутствуют решётки. Но у нас рвы копать очень долго, потому что мы на скале. Поэтому я подсмотрел другую идею в Ереване — у них внутрь вольера или львятника встраивается смотровая площадка. Вы заходите в вольер, забор у вас остаётся за спиной, а вы наблюдаете животное прямо непосредственно перед собой.

— Люди жалуются на запах в зоне приматов и у кошачьих. Планируете ли что-то делать с этим?

— Это ошибки при строительстве и проектировании. Рабочая зона вынесена вперёд между посетителями и самими вольерами. Мы уже увеличили мощность вентиляции там практически втрое, количество уборок вдвое, но тем не менее с этим пока приходится жить. Сейчас летом там всё открыто, и становится уже более-менее нормально. Плюс ко всему бетон впитывает неприятные запахи, и его нужно тоже менять. В новых вольерах животные у нас находятся на грунте. Это некая подушка, которая пропускает через себя нечистоты, и потом этот грунт через какой-то промежуток просто меняется. С бетоном этого сделать нельзя. В вольере львов в планах первым делом снять бетон и сделать там такую же засыпку, чтобы все эти неприятные вещи нивелировать. Этот запах животных не уйдёт насовсем, но тем не менее хотя бы как-то уменьшится.

Из вольера — в карьер

— У вас есть проект дальнейшего расширения зоопарка. Что и где вы планируете сделать?

— Это участок напротив станции детской железной дороги «Зоопарк». Эту территорию мы считаем наиболее перспективной для дальнейшего проектирования и размещения здесь животных. Землю передали зоопарку 20 лет назад. Это была часть парка Гагарина. Прекрасные ландшафты, красивейшие карьеры. Здесь замечательная природа, которую необходимо сохранить и дать возможность людям сюда прийти, чтобы они отдохнули от асфальта.

На территории есть реликтовый лес, и при проведении каких-либо работ самая главная задача — это сохранить природное многообразие, которое здесь существует. Все ландшафты и деревья планируется сохранить, за исключением какой-то необходимой санитарной резки. Нам необходимо сохранить всё вплоть до тропинок, которые люди здесь естественным путём вытоптали. Какие-то участки естественными природными материалами выровняем и сделаем смотровые площадки вдоль карьера. За счёт разных высот они позволят с одного края увидеть панораму животных внутри карьера в лесу в естественных условиях, а с другого — подойти практически вплотную к этим животным. Контакт с ними будет ограничен, но за ними можно будет понаблюдать.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Содержать животных в таких полувольных условиях на сегодняшний день нам диктуют приоритеты развития зоопарков в Европе и мире — уходить с асфальта, с бетона, быть ближе к природе, переводить животных на грунт, увеличивать площади вольеров. Здесь это всё представляется возможным.

Это был бы единственный на сегодня реализованный проект зоопарка, который позволяет деликатно вписать животных и вольеры в существующую среду. Не создавать её искусственно, а именно вписать, чтобы животные себя почувствовали как дома. У нас таких примеров в России нет. Есть вновь построенные зоопарки, но там в большей степени воссоздание биотопа и среды, похожей на ту, в которой живут животные. Здесь же это будут естественные условия. Ну и красоты необычайные. Я считаю, что здесь было бы очень хорошо и приятно посетителям проводить время.

Идеи для развития зоопарка Юрий Леончик подсмотрел у зарубежных коллег

Центр притяжения в любом парке или сквере — это вода. Вокруг неё всегда собирается много людей. Это как минимум фонтан, как максимум — большой пруд, в котором плавают птички. Это, соответственно, другой микроклимат. Часть карьера заболочена и обводнена, и мы хотели бы сделать из неё пруд. К нему нет прямого доступа. Но тем не менее прудик с водоплавающей птицей смотрелся бы там неплохо. А рядом хотим сделать зону для отдыха, где родители могли бы присесть, а детишки побегать.

— Каких животных хотите переселить в этот карьер?

— В нём есть равнинные места для размещения копытных: оленей, лосей, косуль. Там, где есть скальные выступы, планируется разместить горных животных — козликов, барашков. Они не присущи уральской флоре и фауне, но тем не менее могут почувствовать себя близко к той среде, в которой они живут у себя дома.

Пока это только эскиз, но вскоре Юрий Леончик рассчитывает превратить его в проект и начать поиск спонсоров

Напротив карьера хотим сделать вольеры для крупных хищных кошек. Очень хочется перевести из наших бетонных мешков дальневосточных леопардов и увеличить площадь вольера для барса. Сделаем по примеру вольера для гепарда, где есть грунт, деревья, тень, много укрытий, куда животным можно уйти от назойливых глаз. В таких условиях им будет значительно удобнее находиться, нежели на бетоне. В Новосибирске есть опыт акклиматизации африканских львов — они у них живут благополучно и размножаются на открытом воздухе. Учитывая сибирские зимы, они очень даже неплохо себя там чувствуют.

Также хотим переселить в лес бурых и гималайских медведей. Мы неоднократно слышали, что наши медведи содержатся в не очень хороших условиях. Мы, конечно, критику всю воспринимаем и понимаем, что нужно сделать и как, но пока, к сожалению, мы только в стадии проектирования.

Белые медведи останутся здесь, а вот их бурых собратьев планируют переселить

Этот участок достаточно сложный для каких бы то ни было работ, потому что на нём нет сетей, водопроводов, электричества. Поэтому мы планируем сюда переводить животных, которые круглогодично могут там спокойно жить. По освободившимся площадям будем думать, каких животных там разместить. Например, тех, кто нуждается в содержании зимой в тёплых вольерах.

— А как будете оберегать эту первозданную природу от многочисленных посетителей?

— Так же, как мы наводим сейчас порядок после посетителей, которые не очень хорошо себя ведут на территории зоопарка. У нас же тоже там есть растения и деревья, которые иногда страдают от действий посетителей. Ну и за счёт просветительской работы. Нужно воспитывать людей, по-другому не получится. Нужно начинать воспитание как раз с детей. Сейчас эта природа в карьере условно в первозданном виде — мы не успеваем отсюда выгребать то количество мусора, которое оставляют наши граждане после пикников. После выходных и праздников мы стараемся всё вычистить и убрать.

Чтобы понять, как будет выглядеть зона, где люди ходят по лесу, посмотрите на наш «Динопарк». У нас там сделаны деревянные настилы, по которым люди ходят. Приведём территорию карьера в порядок — подстрижем газончики, уберём сухие ветки у деревьев.

— Вы упомянули, что этот участок принадлежит зоопарку уже много лет. Почему же его не начали осваивать раньше?

— Всё зависит от наличия средств. Этот год стал удивительным в жизни не только зоопарка, но и многих учреждений. Мы отложили в долгий ящик те планы, которые у нас были внутри зоопарка. Там много чего нужно сделать. У нас достаточно устаревшие вольеры, многие объекты требуют ремонта, содержание некоторых животных нужно изменить, улучшить.

У нас есть планы по строительству выдрятника, куньи у нас сейчас не на экспозиции находятся. Мы хотели сделать им в этом году вольеры, но пандемия подкосила очень сильно нашу доходную часть. Чему из этого суждено сбыться, посмотрим, потому что пока в планах только распределение финансов так, чтобы этот год дожить без потерь.

Переселение выдр из-за пандемии пришлось отложить

То, что сегодня мы зарабатываем, не перекроет те три месяца, которые мы были в простое. Сегодняшние наши доходы должны быть правильно разложены, чтобы мы могли наших животных кормить в соответствии с рационами, людям надо платить зарплату и так далее. Планов у нас много, а денег у нас мало. Не знаю, как мы с этим будем справляться. Поэтому все идеи могут воплотиться только при финансовой поддержке властей и коммерческих структур. Пока всё это только мечты.

Ближайшие планы — в этом году прийти к тому, чтобы наш эскиз планировки территории и мои размышления превратить в рабочий проект, на основе которого можно проводить какие-то расчёты. Невозможно любому инвестору объяснить, что я хочу что-то сделать, а сколько это будет стоить, я пока не знаю.

Будут ли в Челябинске свои слон, жираф и бегемот?

— Юрий Анатольевич, планируете ли вы расширять в зоопарке фонд животных?

— Прежде чем расширять фонд, нужно понимать, что этих животных нужно не где-то и как-то, а правильно содержать, чтобы они не испытывали здесь каких-то значительных неудобств. В зоопарке, конечно, слон, жираф, носорог, бегемот — это такие животные-якоря, которые вызывают большой интерес у посетителей. Условий, чтобы держать бегемота, в нашем зоопарке на сегодняшний день нет, их нужно создавать.

Но крупногабаритные животные ещё и опасны в содержании. Например, слон — он не столь агрессивен, но просто может вас случайно задеть плечом, и вы получите травму. Поэтому для содержания слона нужен правильно спроектированный слоновник. После этого нужно посчитать, сколько стоит сам слон, сколько стоит слоновник, кому это надо, насколько это привлекательно для посетителей, как это увеличит посещаемость.

Директор зоопарка хочет создать комфортные условия для всех своих подопечных

Хотя мы уже видим прямую зависимость от изменений в зоопарке. Когда мы перестроили вольерный комплекс с лисицами и выдрами, убрали стоявшие там много лет передвижные клетки, здесь появилось значительное количество людей, которые пришли посмотреть, что тут нового. Последние наши строительства — это стеклянные вольеры, где у нас содержатся рыси и снежный барс. Всегда какая-нибудь движуха на территории зоопарка привлекает людей — они хотя бы видят, что что-то делается, что-то будет новое, что-то строится.

Планов много, есть желание что-то делать. Остаётся только вернуться хотя бы в нормальное рабочее состояние, чтобы на территории зоопарка мы свои задумки реализовали. А о большом и великом — как говорится, «на тебе, Базин, пальто — мечтай о великом». Так что с пальто мы справимся, а о великом будем продолжать мечтать.

— Есть ли идеи, как привлечь в зоопарк больше посетителей, например, из других регионов?

— У нас же туристический трафик небогатый. Мы встречаем каждый год одних и тех же людей. Просто дети подрастают, и как только они проходят определённый возраст, им уже становится тут неинтересно, и мы ждём, когда подрастут другие дети.

У нас очень много посетителей приезжают из области. Но они приезжают в кинотеатры, театры или магазины, и вот потом из «Родника» уже в последнюю очередь бегут в зоопарк, чтобы детишек сводить животных посмотреть. Зоопарк — это, несомненно, точка притяжения туристического трафика. Если мы возьмём города с большим количеством туристов, например, Геленджик, там в зоопарке каждый день суббота. Когда люди приезжают на отдых, им без разницы, вторник это или четверг. У нас два дня рабочих в неделю, а у них каждый день, и там большое количество людей посещают зоопарк.

Три месяца зоопарку пришлось простаивать и без посетителей из-за пандемии коронавируса

Хотя и нам с нашими показателями грех жаловаться. 450–470 тысяч посетителей в год приходят в наш зоопарк. Но мы метеозависимы на 100 процентов и подвержены сезонности, погодным условиям. В 36-градусную жару в выходные дни у нас не было никого — все уехали на водоёмы. Солнышко только засветило ярко — выходные у нас по посещаемости провалились.

— Ещё одна давняя проблема — большие очереди к кассам, когда в зоопарке много посетителей. Как планируете справляться с ними?

— Мы стараемся это исправить всеми возможными методами. В этом году мы запустили онлайн-продажи билетов. Купить их можно со смартфона на сайте, сразу с этими билетами пройти на контроль и не стоять в очередях. У нас на входе есть вайфай, и наши волонтеры и сотрудники в выходные, когда у касс большая загруженность, людям прямо у входа объясняют, как с помощью их планшета или телефона купить билеты онлайн. Получается продавать значительное количество. В один выходной мы с помощью волонтёров продали где-то 1300 электронных билетов.

Несмотря на тяжёлый из-за пандемии год, Юрий Леончик не перестаёт мечтать о больших переменах в зоопарке
Знаете интересные истории или знакомы с людьми, рассказом о которых хочется поделиться? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления