Эти люди видят мир не так, как мы с вами. Представляете ли вы себе жизнь в чёрно-белых тонах? Один из наших героев — да, и не стесняется шутить об этом в своём стендапе. И это ещё не всё. Чудесная девушка, с которой пообщался наш корреспондент, тоже различает не все цвета, но выучилась на художника-оформителя и даже поработала по профессии. А ещё один собеседник 74.RU точно знает, как дальтоник, включив смекалку, может пройти военную медкомиссию.
«Артур, ну извини меня, это розовый»
У стендап-комика из Челябинска, студента педуниверситета Артура Шахмометова ахроматопсия — полное отсутствие цветовосприятия. Мир для него чёрно-белый.
— Всё было понятно уже в первом классе, когда нам задавали что-то раскрасить. Я донимал девочек, которые сидели рядом со мной: «А какой это карандаш, а это какой фломастер?», — вспоминает парень.
Артур считает дальтонизм прекрасной темой для шуток. Он часто говорит об этом в своих выступлениях и спокойно воспринимает подколы друзей. На вопрос о том, как он переходит дорогу, молодой человек отвечает со смехом:
— У меня есть шутка, что я дальтоник, а не идиот, поэтому перехожу дорогу тогда, когда её переходят все. Проблемы скорее в более бытовых вещах. Например, когда я иду где-то мыть руки, у меня каждый раз небольшая рулетка: я либо ошпарюсь, либо нет. В магазин за одеждой хожу с девушкой или беру кого-то из друзей. Бывает, я что-то примеряю, а они говорят: «Артур, ну извини меня, это розовый».
«Вы первая женщина-дальтоник!»
У Натальи Стадник папа был дальтоником. Она узнала, что тоже отличает не все цвета, в семь или восемь лет. Тогда девочка поспорила с друзьями о том, каким мячом они играют — Наташе он казался коричневым, а все остальные называли его зелёным.
— Мне это в жизни никак не мешало, но я столкнулась с проблемой, когда пошла получать права, — рассказывает она. — Там во время теста выяснилось, что я не отличаю цвета. Окулист сказала: «Вы первая женщина-дальтоник на моей практике! Я не могу вам дать права».
В итоге женщина всё-таки убедила врача, что сможет водить машину. Наталья получила образование художника-оформителя и даже проработала по специальности около года. Она вспоминает, что однажды нарисовала лошадь зелёным цветом, а руководитель решила, что Наталья — художник, она так видит. Но в профессии девушка долго не задержалась — зарплата показалась слишком маленькой. Она выучилась на машиниста крана и устроилась на ММК. В неприятную ситуацию Наталья попала всего один раз:
— У нас на комбинате сменился окулист, и она потребовала справку о том, что в цехе, где я работаю, нет световой сигнализации. Когда я пришла за этой бумагой к начальнику, он вызвал инженера по технике безопасности и механика. Они все втроём стояли и на меня смотрели: «А как ты живёшь?», «А какой у меня тут цвет? А тут?». Начали кому-то звонить, там разговор зашёл до такого: «А точно девушка перед вами? Дальтонизм бывает только у мужчин».
Женщина признаётся, что выбирать тени, например, ей помогают: Наталья скидывает подругам фотографии, а те уже рассказывают, что это за цвет и пойдёт ли он ей.
— Я однажды купила платье, до ужаса от него балдела, считала, что оно жёлтое, аксессуары специально к нему подобрала, а потом оказалось, что оно салатовое, — делится собеседница 74.RU.
Сын у Натальи — тоже дальтоник. Мальчику 10 лет, и школьные задания, для выполнения которых нужно различать все цвета, ему помогает делать бабушка.
«Окулист озвучил пренеприятнейшее известие»
Для родителей Егора Мязина то, что их сын — дальтоник, стало сюрпризом.
— Вечером я сел за стол в комнате родителей без настольной лампы, открыл тетрадь и сидел недоумевал, — описывает ситуацию молодой человек. — За домашнее задание по русскому языку стояла оценка «три», но ни одного исправления красной ручкой не было. Все члены предложения были подчеркнуты карандашом. Я позвал разобраться с непонятной для меня ситуацией маму, и она сразу показала, какие из слов учитель подчеркнул ручкой.
Егор вспоминает, как в летнем лагере сверстники веселились: запускали красный дротик в траву и просили его найти — мальчику это не удавалось.
— У меня несильно проявляется дальтонизм. Красный сигнал светофора я, конечно, вижу, но малину, например, не могу собирать, — объясняет молодой человек.
После школы Егор поступил в университет и пошёл на военную кафедру, чтобы получить дополнительное образование. Как он сам говорит, добросовестно отучился там два года — оставалось только пройти медкомиссию и военные сборы. Трудности начались в кабинете у окулиста, когда тот предложил пройти тест на дальтонизм.
— С несколькими, вероятно выпущенными в СССР, карточками я справился вполне успешно, но тут подошла очередь роковой карточки, цвета на которой я различить не мог. Тест представлял собой наложенную на квадратный фон окружность с разрывом. Нужно было сказать, ближе к какой стороне квадрата находится прореха в окружности, — уточняет парень.
Егора спасло то, что карточка была обмотана скотчем с одной стороны, и правильный ответ можно было дать путём перебора. Три раза молодой человек ошибся.
— «Пойдёшь рядовым служить год», — окулист озвучил пренеприятнейшее известие, — рассказывает собеседник нашего издания. — Два года дополнительного военного образования собрались отправиться коту под хвост. Получилось уговорить его попробовать протестировать меня ещё раз, и так как остался только один вариант, все последующие попытки тестирования на данной карточке были успешны. «Прозрел», — констатировал окулист и поставил подпись в обходном листе медкомиссии.
Вам тоже приходилось справляться с какими-то врождёнными особенностями? Готовы рассказать свою историю? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.