RU74
Погода

Сейчас-14°C

Сейчас в Челябинске
Погода-14°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -17

0 м/c,

штиль.

733мм 85%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Город мнение «И трава была зеленее, и "Тархун" вкуснее»: журналист — о снобизме фотографов и коварстве фильтров

«И трава была зеленее, и "Тархун" вкуснее»: журналист — о снобизме фотографов и коварстве фильтров

В День фотографии спорим о плёнке и цифре

Артем Краснов считает, что для фотографов-любителей вроде него цифровая фотография несёт сплошные плюсы, а профессионалам она не мешает тем более
Источник:

Сегодня — Всемирный день фотографии. Когда-то фотосъемка была почти шаманством, сейчас — проще яичницы. Многие считают, что цифровые снимки убивают искусство фотографии, но наш журналист Артём Краснов готов поспорить.

Долгое время моей первой ассоциацией на словосочетание «красные фонари» являлись не кварталы Амстердама, а моя собственная комната. Были дни, когда вход туда разрешался по условному стуку, на окнах висели покрывала, а единственным источником света был как раз красный фонарь. Там, среди кровавых теней, творилась вся эта фотографическая чертовщина: отец окунал в ванну с проявителем фотобумагу, из ниоткуда возникал снимок, отец топил его в закрепителе и сушил, как бельё на верёвке. Процесс интриговал меня... минут пять. В нём было что-то священное и старообрядческое, но однообразность быстро наскучивала, а обстановка была нервозной: фотобумага так чувствительна к свету, что страшно глазами сверкнуть.

Одна из первых попыток отца приобщить меня к плёнке. Неудачная, как и все последующие
Источник:

Фотосъемка того времени по сложности была где-то между стрельбой из АК-47 и пилотированием самолёта. Выдержка, диафрагма, экспозиция, фокус — всё это нужно было настраивать заранее и вручную. Ошибся — убил кадры, которые и так в дефиците. Плёнки состояли максимум из 36 кадров, поэтому ты ощущал себя в тылу врага с последней обоймой. А главное — снимок нельзя было оценить сразу. Ещё в 80-х я воображал себе фотоаппараты с маленьким экранчиком и мгновенной печатью, хотя такие мысли попахивали ересью и подрывом идеологии (но потом дьявол «Полароида» зародил в нас надежду).

Трудно передать мой восторг от появления цифровой фотографии, которая спихнула всю рутину на плечи микросхем и сервоприводов. Облегчение было таким, словно ты всё время попадал на третий этаж через чердак, а тут появился короткий путь и сразу с лифтом. Я понимаю, что это рассуждения дилетанта, но у меня и не было амбиций профессионала. Мне не нужны эти лавры. Мне просто нравился процесс съёмки, очищенный от прочего зуда. Цифровая фотография позволяла учиться методом проб и ошибок, что по-своему весело, а для меня фотография — это именно драйв и беззаботность.

Впрочем, каждому своё. В ветхозаветном подходе были свои плюсы: он требовал дисциплины и осознанности, а главное — давал повод для фотошовинизма — дилетанты там не выживали (я бы не выжил). И в те годы не возникало всех этих душевных травм, когда профессионал три часа прыгает со штативом, бормоча про эксповилку и брекетинг, а любитель снимает с рук на смартфон, получая плюс-минус тот же результат. По крайней мере, если оценивать на экране смартфона.

Что мне нравится в цифре: легкость на подъём. Увидел, щёлкнул, если плохо — стёр. Это придаёт процессу обворожительную простоту
Источник:

Конечно, полезно прочувствовать процесс съёмки от самого его дна. С другой стороны, чрезмерное поклонение ручным режимам тоже попахивает садизмом: давайте, что ли, и штаны стирать вручную, а то после этих машинок-автоматов бархатистоть не та и хрусткость не дотягивает.

В старой фотографии есть плюсы, например, динамический диапазон плёнок выше, чем у матриц недорогих фотоаппаратов, поэтому меньше риск получить пересвет или чёрное пятно. Как стилистический приём плёночная фотография до сих пор актуальна, но в остальном ностальгия по ней выглядит для меня как штампы про ламповое звучание старых магнитол и невероятный вкус того самого «Тархуна». Да-да, и трава тогда была зеленее, только доказать это мы не можем, потому что все фотки — чёрно-белые. Какая ирония.

Однако самое страшное впереди. За цифровыми фотоаппаратами пришли компьютерные редакторы, а им на смену идут приложения на основе нейронных сетей, которые разбивают сердце даже мне. «Инстаграмовские» фильтры, например, надоели так, словно ты целый год ел одни макароны с одной приправой, но это только начало.

Приложение SkyLab девальвирует весь процесс: мучительная охота за красивым небом больше не нужна... 
Источник:

Например, любому фотографу хочется передать фактуру облаков или туч, что не всегда просто. Но сегодня бесплатные программки позволяют подложить любое небо за пару кликов, выбрать количество облачков и сделать их похожими на овечек. Или, например, вживить в кадр Луну такого размера, что будет виден отпечаток Нила Армстронга.

А это моя Луна: не видно почти ни черта, зато всё натуральное (никаких нейронных сетей). И дело даже не результате, а в процессе: сбегаешь из дома ночью, кругом сверчки и дух первобытного героизма... А Луна — это так, побочный продукт
Источник:

А есть ещё технологии переноса стиля, когда, например, от одного снимка берутся объекты, от другого — освещение или время года. Дневной снимок превращается в ночной, зима — в лето, упадок — в процветание, и только памятники Ленину выглядят одинаково, потому что тут прогресс бессилен.

Технология Deep Photo Style Transfer позволяет переносить стиль одного снимка на другой с невероятной деликатностью
Источник:

Конечно, новые технологии вышибут почву из-под ног старпёров, к числу которых примкну и я. Старпёры опять будут ворчать. Ведь одно дело поймать рассвет в полчетвёртого утра, переждав туман, вымокнув в росе. И другое совсем — наложить фильтр на кадр, снятый днём, когда комары уже не кусают за ляжки.

Грань между коллажированием и фотографией постепенно стирается. Фотографы будущего будут собирать в полях гербарий графических примитивов, чтобы распаривать его до цветников в своих виртуальных лабораториях. Впрочем, творческому процессу это не помеха, ведь и коллажирование может быть талантливым или бездарным. Когда в творчестве растёт доля «автоматизмов», возникает соблазн довериться им полностью, что и приводит к засилью технически неплохих, но слишком очевидных снимков. Но если у кого-то есть амбиции художника, он начнёт с оригинальной идеи, в поиске которой автоматика уже бессильна.

Сегодня, делая кадр, сразу держишь в уме его потенциал для постобработки: фоторедакторы позволяют вытащить всё недостающее. Насколько это честно, не знаю
Источник:

Конечно, отдавая какую-то часть творчества электронике, мы отдаём ей и часть славы. Но это лишь значит, что освободившуюся часть энергии нужно направить на что-то ещё. На что? Давайте думать. Это тоже творческий процесс.

Что до соперничества цифровой и плёночной фотографии, они — как театр и кино, как газеты и интернет, как Николай Дроздов и Юрий Дудь. Старое всегда кажется более духовным, но лишь потому, что новое ещё не прокручено мясорубкой времени. Дайте срок.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
86
ТОП 5
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления