С сервисом «Везёт» сотрудничает необычный таксист, его знают многие жители Челябинска. Ведь будничная поездка с Игорем Ильиных превращается в «поэтический вечер» — разумеется, если пассажир не против. Вместо историй про бизнес или дискуссий о политике челябинец цитирует пассажирам пронзительные стихи, которые можно легко принять за классику, например, творчество Есенина. Он сочиняет свои произведения порой прямо за рулём авто. Игорь поделился своей историей.
— Игорь Александрович, как вы стали таксистом?
— Я получил права еще в 80-е, таксопарк тогда сам обучал и платил стипендию. Постоянно таксистом потом не работал, подрабатывал то тут, то там, а в 90-е вспомнил о профессии и вернулся.
— У вас, получается, стаж вождения около 40 лет? Как считаете, стаж критичен для работы в такси?
— На мой взгляд, нужно хотя бы три года опыта. Нас когда-то учили по полгода, и это была именно практика, натаскивали на правила ПДД, правила перевозки пассажиров. Вот психологии не учили, но это приходит с опытом.
— Какие вам пассажиры больше нравятся: болтуны или молчуны?
— Меня устраивают и те, и другие. Всегда чувствуется, когда пассажир хочет общаться, а когда нет. Обычно человек сам заводит разговор, да хоть про погоду. Есть те, кто сразу пресекает попытки общения, хочет ехать в тишине. Это нормально, желания пассажира надо уважать. Если разговор завязался, то часто по ассоциации с какими-то темами я читаю свои стихи.
— А на какие темы стихи? Как вообще люди реагируют на это?
— Да на любые… Вот скажите, про что хотите? Про осень? Есть такие «дождливые» стихи:
Прорвался дождь,
Из туч, весь день висевших
Над городом угрюмо-серым комом.
Чего ты ждёшь
От будней надоевших
До нестерпимо-вяжущей оскомы?
Мельканье лиц знакомых надоело,
И хочется чего-нибудь такого,
Чтоб со страниц, нетронутых и белых,
Начать любви историю по-новой.
— Когда начали писать? Будучи подростком?
— В поэты никогда не рвался,
Но года где-то в сорок два
Мне, грешному, талант достался
В стихи выстраивать слова...
Когда я читаю стихи, они никого не оставляют равнодушными, всех цепляют, независимо от социального положения, статуса и ранга: и простых людей, и распальцованных. Искусство действует на всех одинаково.
— Кстати, кто сегодня больше ездит на такси?
— Люди побогаче предпочитают машины VIP-класса. У меня обычный универсал Lada Largus, с вместительным багажником, удобно забирать людей из аэропорта. Но ее нельзя отнести даже к бизнес-классу. Пассажиры встречаются самые разные: и командировочные, и отдыхающие, и на работу, и с работы.
— Какой он — идеальный пассажир?
— Лично для меня — общительный, щедрый (посмеивается) и едущий на большое расстояние.
— Как вы относитесь к пассажирам с домашними животными?
— У меня самого есть маленькая собака вроде болонки, зовут Маргарита, или если по-домашнему — Маруся. Она у меня аккуратная, воспитанная, приучена ездить в багажнике при необходимости. Но вот пассажиров с лохматыми попутчиками я, честно говоря, не очень люблю: шерсть остается в салоне, это лишние траты на химчистку, придется ехать в автомойку потом. Таким клиентам, особенно если они не предупредили о перевозке животного, отказываю. К кошечкам, собачкам в переносках никаких претензий не имею.
— Случались ли с вами на работе какие-то необычные истории, забавные или грустные случаи?
— В 90-е, когда не было еще ни мобильников, ни агрегаторов, я бомбил в районе ночных клубов. Они тогда еще только открывались, их было два в городе: «Багира» и «Мартин-Хаус». Вижу, парочка стоит голосует. В подпитии, но адекватные. Останавливаюсь, спрашиваю куда? Парень: «В Геленджик». Я: «Это новый клуб?» Оказалось, на Чёрное море захотелось ребятам. Предлагали 3 тысячи долларов, но по тем временам — это в одну сторону, и то без питания в дороге. В итоге отказался. Но если бы предложили хорошую оплату тогда, то пустился бы в авантюру — был молодой, горячий. (Посмеивается.) Это я сейчас остыл уже немного, но дым еще идет.
— Почему выбрали для сотрудничества именно сервис «Везёт»?
— Никаких штрафов, график действительно гибкий, свободный — выхожу на линию только когда сам хочу. Цены демократичные, поэтому «порожняком» езжу редко. К тому же всегда заранее видно конечную точку. Я, например, не очень люблю ездить в Копейск, кружиться там на минимальных заказах, но есть коллеги, которым, наоборот, нравится. Когда заранее всё известно: маршрут, стоимость — меньше вероятность возникновения неприятных ситуаций. Кстати, на этот случай в «Везёт» есть тревожная кнопка. При ее нажатии к тебе съедутся свободные водители. Самому мне не приходилось ею пользоваться, но приезжал. Такая солидарность греет душу — знаешь, что не останешься в беде один, соратники придут на помощь.
— Как, на ваш взгляд, отношение к таксистам поменялось за годы вашей работы?
— Поменялось, и в лучшую сторону. Я считаю, в Советском Союзе такси было доступным, но сейчас благодаря понятному сервису меньше поводов для конфликтов. Исчезли бомбилы, расценки хорошие, никогда не стоишь долго без заказа, при этом нет принуждения: выходить на линию можно в любой удобный момент. Конечно, всегда будут недовольные, это человеческий фактор, но я считаю, что с каждым можно найти общий язык.
Ни в страшной буре, ни при штиле
Нельзя бездействовать и ныть,
Пока семь футов есть под килем,
У нас — все шансы победить!