RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -16

2 м/c,

с-в.

752мм 56%
Подробнее
2 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Город Под куполом на высоте в 20 метров: чем удивил первых посетителей новый музей

Под куполом на высоте в 20 метров: чем удивил первых посетителей новый музей

В Центре исторического наследия ЮУЖД раритетные экспонаты соседствуют с интерактивными макетами

В Челябинске открылся по-настоящему уникальный музей, аналогов которому нет в России | Источник: пресс-служба ЮУЖД В Челябинске открылся по-настоящему уникальный музей, аналогов которому нет в России | Источник: пресс-служба ЮУЖД
В Челябинске открылся по-настоящему уникальный музей, аналогов которому нет в России
Источник:

От нового музея мгновенно захватывает дух. Вокруг пробегают поезда, проносятся полустанки.

— Проектировщики — специалисты института «Челябжелдорпроект» — буквально восприняли фразу «История развивается по спирали» и воплотили её в архитектуре. Она уникальна, второго такого здания нет в России, единственный аналог находится в Нью-Йорке, — рассказала методист Центра исторического наследия ЮУЖД Марина Пономарёва.

Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
1 из 3
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого

Фото: пресс-служба ЮУЖД

Здание на территории вокзала (ориентир — пригородные кассы, но пройти нужно почти до самой развязки путей. — Прим. авт.) строили три года. В нём невозможно заблудиться. Посетитель начинает рассматривать экспозицию и плавно, по спирали обходит эпоху за эпохой. Незаметно оказывается под куполом — на высоте 20 метров. Обратно за секунды можно спуститься на прозрачном лифте. Здесь уместились 20 000 единиц хранения, впервые с 1973 года. С момента создания у музея не было отдельного помещения.

Дорога жизни для миллионов людей


Первый экспонат сразу вызывает детский восторг. Это макет паровой машины. Стоит чуть ближе подойти, и механизм приходит в движение. Первой российской железнодорожной веткой стали 25 вёрст из Санкт-Петербурга в Царское село. В музее показали, каким было купе первого класса: с мягким диваном, отделкой из дорогих пород дерева. Вагоны не отапливались. Проводники заранее нагревали кирпичи, складывали их в сундуки и подставляли под ноги пассажирам.

Чтобы в вагонах было тепло, проводники прибегали к некоторым хитростямЧтобы в вагонах было тепло, проводники прибегали к некоторым хитростям
Чтобы в вагонах было тепло, проводники прибегали к некоторым хитростям

Фото: пресс-служба ЮУЖД

В следующем зале начинается славная страница строительства дороги через Сибирь. Объёмная панорама показывает крестьян, которые прорубали путь через горы и леса.

В динамиках щебечут птицы, на костре варится похлёбка, кажется, ещё немного, и потянет дымком | Источник: пресс-служба ЮУЖДВ динамиках щебечут птицы, на костре варится похлёбка, кажется, ещё немного, и потянет дымком | Источник: пресс-служба ЮУЖД
В динамиках щебечут птицы, на костре варится похлёбка, кажется, ещё немного, и потянет дымком
Источник:

Весь мир смотрел на Транссиб. Американцы хотели поставить свою технику, англичане — рельсы. Но для России принципиальным было сделать всё своими силами. Для этого срочно модернизировали заводы князей Белосельских-Белозерских и Демидовых. Фрагменты пути с клеймом бережно уложены на подставках. XIX век — как они сохранились?

Таких удивительных открытий впереди будет много | Источник: пресс-служба ЮУЖДТаких удивительных открытий впереди будет много | Источник: пресс-служба ЮУЖД
Таких удивительных открытий впереди будет много
Источник:

Уголок начальника станции: стол, стулья (натуральный дуб), портрет императора. На стенах старинные телефоны («Алло, барышня!»). Чудом нашёлся чернильный прибор. А рядом — большая сенсорная панель.

Здесь можно посмотреть фотографии, документы и чертежи | Источник: пресс-служба ЮУЖДЗдесь можно посмотреть фотографии, документы и чертежи | Источник: пресс-служба ЮУЖД
Здесь можно посмотреть фотографии, документы и чертежи
Источник:

История в музее переплетается с современными технологиями. Кто удержится, чтобы не нажать кнопки на интерактивной карте? Давишь на ту, где подписано «Челябинск — Курган 1893 год», и участок загорается огоньками.

В следующем зале посетителей встречает обер-кондуктор. В начищенных сапогах, как все железнодорожники. Он подавал сигнал в специальный колокол. За стеклом висят круглые часы — их носили на цепочке важные работники. Подобные ходики до сих пор хранятся в некоторых семьях.

Кондуктор подавал сигнал в специальный колокол | Источник: пресс-служба ЮУЖДКондуктор подавал сигнал в специальный колокол | Источник: пресс-служба ЮУЖД
Кондуктор подавал сигнал в специальный колокол
Источник:

Экспонаты Центра приносили простые железнодорожники и собирали сотрудники ЮУЖД. Деревянную телегу раздобыли в одной из деревень. На таких подвозили грузы к вагонам. Когда в упряжи шли лошади, а когда верблюды.

— Транссиб стал дорогой жизни для миллионов людей, — отметила Марина Пономарёва. — В Челябинске был крупный переселенческий пункт. 11 га отвели под дома, где люди могли отдохнуть, поесть и постирать вещи.

Гудок большого города


В Гражданскую войну хозяйство магистрали было разрушено. Пришлось спешно восстанавливать разбитые рельсы, ремонтировать подвижной состав. Очень быстро железная дорога стала играть заметную роль в жизни Челябинска. Гудок из паровозного депо свыше шестидесяти лет будил горожан — часы в то время считались роскошью. А изобретение инженеров 1896 года было столь мощным, что звук разносился на 30 км.

Источник: пресс-служба ЮУЖДИсточник: пресс-служба ЮУЖД
Источник:

Добротный буфет, кровать, ковёр на стене «с мишками» — признак достатка в семье. Рядом ножная швейная машинка марки «Зингер», чугунный утюг и льняное платье, которое приходилось тщательно отпаривать.

Всё пропитано духом того времени | Источник: пресс-служба ЮУЖДВсё пропитано духом того времени | Источник: пресс-служба ЮУЖД
Всё пропитано духом того времени
Источник:

Стенды военной поры готовили с помощью челябинских поисковиков. Южноуральцы в годы Великой Отечественной восстанавливали бронепоезда, заново прокладывали взорванные пути, в том числе под Ленинградом. Даже прикоснулись к Знамени Победы, который водрузили над Рейхстагом Егоров и Кантария — однополчане слесаря Локомотивного депо станции Карталы Фёдора Ковшикова.

Своим помазком для бритья боец написал на красном полотне название воинской части
Своим помазком для бритья боец написал на красном полотне название воинской части
1 из 2
Своим помазком для бритья боец написал на красном полотне название воинской части

Фото: пресс-служба ЮУЖД

«Опять от меня сбежала последняя электричка…»


Первые электропоезда в Челябинске появились в 1948 году. В город пришли три состава Рижского завода. Холодные, неудобные, с деревянными крышами, которые протекали в дождь. Но успехом они пользовались невероятным. Пассажиров набивалось столько, что машинисты не могли попасть в кабину, приходилось влезать в форточку. В условиях, когда не было личного автотранспорта, это стало единственным способом доехать в южноуральскую столицу из пригорода.

С годами уровень комфорта повышался | Источник: пресс-служба ЮУЖДС годами уровень комфорта повышался | Источник: пресс-служба ЮУЖД
С годами уровень комфорта повышался
Источник:

Музейная прямая неуклонно ведёт наверх, где настоящее купе знаменитого поезда № 13 Челябинск — Москва — Челябинск. Пассажиров встречает проводница, на столике стоит стакан чая, а на полках ждёт накрахмаленное постельное бельё — заправлять его тоже предложили приветливые сотрудницы дороги.

Источник: пресс-служба ЮУЖДИсточник: пресс-служба ЮУЖД
Источник:

Вершина экспозиции — капсула времени с изображением в формате 5D и интерактивная кабина машиниста электропоезда «Ласточка». Можно нажимать кнопки маршрутов, на экране будет меняться картинка, она соответствует реальной местности. Первые зрители — дети сотрудников ЮУЖД, не хотели отходить от тренажера, хотя по самой экспозиции гуляли два часа.

— В конце концов все собрались на первом этаже, в атриуме, и говорят: «А давайте сначала!», — с улыбкой призналась Марина Пономарёва.

1 из 3

Фото: пресс-служба ЮУЖД

20 лет благоустройства


На улице для зрителей ещё один экскурс в прошлое: железная дорога середины прошлого века. Летом на ней можно будет покататься. На рельсах 1950-х годов стоит дрезина, путь преграждает ручной шлагбаум, подаёт знаки семафор 1945 года. Собрали работники дороги будку путевого обходчика и перенесли гидроколонку: с её помощью паровозы заправляли водой.

Появление Центра исторического наследия стало финальным аккордом в реконструкции привокзальной площади. Работа началась 20 лет назад. Теперь 2 км территории благоустроены. Здания в едином стиле выстроились в прямую линию. Работает храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Вокруг тротуарная плитка, фонтан, деревья и лавочки.

Пространство открыто для горожан, сюда можно приходить и отдыхать семьями | Источник: пресс-служба ЮУЖДПространство открыто для горожан, сюда можно приходить и отдыхать семьями | Источник: пресс-служба ЮУЖД
Пространство открыто для горожан, сюда можно приходить и отдыхать семьями
Источник:

Открытым будет и Центр исторического наследия. Ежедневно с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17:00. Выходные — воскресенье и понедельник.

Адрес: Челябинск, улица Железнодорожная, 11,
подробности по телефону: 268–65–65.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления