Многие детективные сериалы хромают по части правдоподобности. Взять хоть самую рейтинговую и долгоиграющую ленту про работу СК — «Тайны следствия». Она идет два десятка лет, и сценаристы даже отразили в ней все реформы ведомства. В том числе и появление независимой структуры — Следственного комитета РФ, который был создан 15 января 2011 года. Но там, как и у многих киношников, не обходится без ляпов и украшательств. А как на самом деле? Сегодня, в день десятилетия Следственного комитета, мы поговорили со старшими следователями отдела СК по Центральному району Ксенией Михайловой и Сергеем Аристовым о том, чем отличаются реальные будни от сериальных.
Стереотип № 1
Главная героиня сериала «Тайны следствия» Мария Швецова — единственная в отделе женщина-следователь. Прекрасный пол (не слабый) — на самом деле редкость в СК или сейчас ситуация меняется?
Ксения Михайлова:
— Женщина-следователь — в целом не редкость, и профессия следователя не предполагает использование каких-то гендерных особенностей. Всё зависит от личностных качеств человека. Если человек может работать следователем, то без разницы мужчина это или женщина. На допросах я следователь, а не женщина. И должна выстроить допрос таким образом, чтобы человек мне дал нужную информацию.
Стереотип № 2
В сериале уделяют много внимания личным линиям героев. Показывают, как тепло и слаженно взаимодействуют следователи с оперативниками, обсуждают дела на кухне за чаем. А как в жизни? Роль следователя и роль оперативника допускают дружбу или это большая редкость?
Сергей Аристов:
— Как показано в сериале, это не совсем правда. Там мы видим, что за следователем закреплены определенные оперативники. На самом деле это не так. Такого никогда не было и не будет, наверное. В зависимости от специфики преступления появляются разные оперативные сотрудники. Да, есть хорошие взаимоотношения между следователями и оперативниками, но это больше всё же рабочие отношения, чем дружеские. И потом — бумажная работа следователя очень много времени занимает, нет возможности с оперативниками пить чай.
Ксения Михайлова:
— Преступления очень-очень разные. Расследование любого преступления требует определенных навыков. Следователи практически все универсалы — расследуют всё: от убийств до налоговых преступлений. У оперативников же несколько по-другому, у них более четко разделены категории. Поэтому какой-то определенный оперативник или группа не может быть закреплена за одним следователем.
Как правило, это рабочие отношения, оперативников много, дружить со всеми не получится. Понятно, что с кем сталкиваешься чаще, с тем более тесные отношения.
Сергей Аристов:
— Но надо сказать, что и пары, конечно, создаются между следователями и оперативниками. Бывает.
Стереотип № 3
За 20 сезонов Мария Сергеевна всего лишь трижды бралась за пистолет. Как часто это делают настоящие сотрудники СК? Часто ли тренируетесь в стрельбе и вообще это обязательный навык для следователя или опять киношные фокусы?
Ксения Михайлова:
— В Следственном комитете следователям не выдают пистолет, соответственно, навык владения оружием необязательный. Главное оружие следователя — это ручка и мозги.
Стереотип № 4
В фильмах следователи СК регулярно посещают морг, общаются с судмедэкспертами буквально над телом или даже во время вскрытия, желая досконально изучить причину смерти. В жизни такое происходит?
Ксения Михайлова:
— Всё зависит от специфики дела. Если следователь расследует дела об убийстве, значит, он посещает морг, может присутствовать на вскрытии, задавать вопросы эксперту.
Сергей Аристов:
— Нюанс такой есть — мало просто общаться. В сериале показано, что все приходят с блокнотиками или даже без них и общаются. Этого недостаточно, необходимо составлять процессуальные документы каждый раз. Даже при вскрытии, когда ты присутствуешь, тебе необходимо составить протокол осмотра трупа, где зафиксировать все особенности, выявленные экспертом.
Стереотип № 5
Следователь Швецова по фильму ведет допросы очень интеллигентно, иногда даже душевно, сочувственно. В жизни так?
Ксения Михайлова:
— Естественно, они проходят интеллигентно. Насчет душевно, сочувственно — в зависимости от того, кого допрашиваешь. Если допрашиваешь человека, у которого только что кого-то убили, без этого не обойтись. Это естественно. Всё в зависимости от ситуации. Следователи разные, все владеют определенными психологическими навыками для того, чтобы понять, как нужно задавать вопросы человеку. Какого-то единого стандарта нет. Ну, например, при допросе подозреваемого, может, коллеги со мной не согласятся, я никогда не задаю первым делом вопрос: «Ты убил или нет?». Я считаю, что это тактически неверно. Изначально выясняем общую информацию, круг знакомств, то есть идем от общего к частному.
Есть рекомендованные методики допроса, есть тактика и стратегия допроса. Но следователь делает выбор сам в зависимости от человека, который к нему пришел, от специфики дела. Но вежливость и интеллигентность — это обязательное условие, мы все это прекрасно понимаем.
Стереотип № 6
В фильмах про следователей, и не только в «Тайнах следствия», часто показывают, что следователь теряет покой и сон из-за нераскрытого преступления. Даже в личное время думает только об обстоятельствах дела. Такое бывает в жизни или настоящие следователи умеют в выходные абстрагироваться от работы, выстраивать определенный психологический барьер?
Ксения Михайлова:
— Следователь теряет покой и сон даже из-за раскрытого преступления. (Смеется.) Во время расследования не может всё идти ровно и гладко. Возникают некоторые обстоятельства, которые требуют постоянного обдумывания, напряженной мозговой деятельности, вызывают тревожность и беспокойство. Особенно если что-то складывается не так. А у нас строго регламентированы сроки расследования, я «Тайны следствия» не смотрела, не знаю, как там у Швецовой, но у нас со сроками очень строго.
Сергей Аристов (смотрел сериал):
— К великому счастью Швецовой она всегда расследует одно дело. У нее почему-то нет в производстве никаких материалов [доследственных] проверок. У нее стол свободный, чистый, блокнотик один лежит, в который она делает пометочки. На самом деле это, конечно, не так.
Ксения Михайлова:
— Учитывая, что мы по 15 часов проводим на работе, а остальное время желательно уделить для сна, то да, большую часть суток мы мыслями в работе. Но это не исключает других мыслей. Выстраивать психологический барьер получается с опытом. Но, действительно, нужно отвлекаться. Кто-то спортом занимается, кто-то на даче цветы сажает.
Стереотип № 7
После просмотра фильма складывается впечатление, что следователи могут получить любую информацию, предъявив лишь свое удостоверение. Так ли это?
Ксения Михайлова:
— Следователь, естественно, может получить любую информацию, но не потому, что он показал удостоверение. В рамках возложенных на него обязанностей и представленных полномочий он составляет запрос, документ, на основании которого информация должна быть предоставлена. Государственные органы и коммерческие структуры в соответствии с законом обязаны предоставлять нам любую информацию. Другое дело, что информация, которая мне нужна, не лежит у кого-то на столе. Соответственно, нужно время, чтобы ее подготовить. С этой целью составляется запрос, организации предоставляется какой-то срок на подготовку ответа.
Предположим, по делам коррупционных преступлений мы обязаны устанавливать должностные обязанности лица, которое берет взятку. Соответственно, вся эта информация обычно хранится в отделе кадров. Для того чтобы мне ее получить, мне не надо никуда ходить, нужно написать запрос, направить в соответствующую структуру.
Стереотип № 8
Брак главной героини распадается, потому что она горит на работе. Как с личной жизнью сотрудников СК?
Ксения Михайлова:
— Тут всё очень индивидуально. Скажу лишь, что специфика нашей работы предполагает длительное время находиться на службе.
Стереотип № 9
В фильме Следственный комитет — это место, где царит строгий дресс-код. Но речь даже не о форме. Следователь Швецова всегда в строгих деловых костюмах: будь то кабинет или место преступления. А как в жизни? Обязывают ли вас выезжать «на труп» в форме или может быть свободная одежда?
Ксения Михайлова:
— Специфика работы предполагает, что следователь должен внушать уважение. Одежда играет немаловажную роль. Если выезжаем «на труп», то надо понимать где он находится и так далее. Обычно мы надеваем более удобную свободную одежду. Это могут быть и джинсы.
Стереотип № 10
В сериале нет нераскрытых преступлений, преступник всегда получает по заслугам. Что на самом деле?
Ксения Михайлова:
— Нераскрытые преступления в Следственном комитете — это редкость. Есть очевидные преступления, раскрытые в самом начале, уже при возбуждении уголовного дела понятно, кто может понести наказание. Но бывают сложные преступления, в основном против личности. Их раскрытие — это дело времени.