Четыре года назад бывший завод оргстекла в центре Челябинска превратили в креативный кластер — Svoboda2. Ему пророчили успех не меньше, чем у московского «Флакона». Еще бы, ведь концепцию офисов для творческих бизнесменов разрабатывали вместе с основателем столичного дизайн-завода. Но сотрудничество не задалось — собственник челябинского пространства решил идти своим путем. Насколько ему это удалось? Мы прогулялись по бывшей промплощадке, в которую вложили уже 120 миллионов рублей, и посмотрели, кто сейчас там обитает.
От ворот «Свободы2» по-прежнему отдает заводским колоритом. Здания за ними облагорожены только наполовину, к ним ведет неудобный подъезд. Добираться сюда нужно на машине — пешком придется плутать среди гаражей. Оно и понятно — кругом промзона. У входа караулит воинствующий охранник.
— Вы договаривались с кем-то? А то у нас нельзя тут снимать без спросу, — строго встречают нас.
Основная часть резидентов разместилась в корпусе № 5 — он находится чуть дальше от ворот. Сразу на входе в него упираемся в гончарную мастерскую «Колокол». Здесь сотни кружек, удачных и не очень, тарелки и просто странные фигурки. Их делают участники мастер-классов.
— Зубастые кружки, корги-супницы, шляпа из Гарри Поттера — люди делают всё что угодно, — показывает творения клиентов администратор студии. — Многим интересно, их это завораживает: с одной стороны, своя, уникальная посуда, с другой — ее ведь можно и в микроволновке греть, и в посудомойке мыть, она функциональная. Глазурь часто непредсказуема, она сама решает, как ей лечь. Результат бывает очень неожиданный. Получаются яблоки серо-фиолетовые, хотя тут всё зависит и от фантазии.
На экскурсию по креативному кластеру мы отправились с руководителем отдела аренды Галиной Адищевой. По ее словам, корпус на сегодня заполнен на 97 процентов. Помещения в 20–30 квадратных метров в самом творческом офиснике Челябинска обходятся арендаторам в среднем от 7 до 10,5 тысячи рублей в месяц.
— Сейчас мы уже сами можем выбирать арендаторов. Отказываем, если, например, бизнес не слишком творческий, — рассказывает Галина Адищева. — Вообще тут у нас всё собрано. По резидентам можно понять, какой он, современный креативный челябинец. Он предпочитает локальные бренды одежды, а не масс-маркет, любит домашнюю крафтовую пасту, свежесваренный кофе, ценит свои впечатления — у нас есть ивент-студия для свадеб и мероприятий.
Психолог-сексолог Юлия Захарова арендует здесь офис. Она работает как с семейными парами, так и с партнерами поодиночке. Говорит, что многие челябинцы не привыкли рассказывать об интимных проблемах, но тем важнее обсуждать эти темы.
— Я обычно говорю клиентам: «Постель — всегда лакмусовая бумажка, она показывает, когда нарушено доверие между партнерами». Работает физиология, мы разбираем причины, — переключается на рабочие моменты Юлия. — Опасно, когда идет отрицание, что секс — это не самое важное в семье. Да, возможно, не самое, но это показатель, лакмус. Измены вот, например, это же не про развал в семье. Это семафор: мы были близко с тобой, потом появился третий. И третий тут ни при чем. Причем третий — не всегда человек. Это и работа может быть. И важно понять, почему это происходит.
В одном из арендуемых помещений Юлия открыла магазинчик 18+ для пар, которые решили укрепить отношения. Менеджер Галина Адищева честно признается, что поначалу сомневалась, отдавать ли под него площади.
— Мы, конечно, с опасением отнеслись к сексологу и к ее магазину игрушек, но решили: всё же мы креативный кластер, возьмем ее! — улыбаясь, рассказывает руководитель по аренде. — У нас сложилась своя атмосфера: все резиденты открытые, держат связь друг с другом. Например, это нормально, если в общем чатике кто-то спрашивает: «У кого есть чай?» Ему тут же отвечают: «У меня, приходи».
В «Свободе2» создают компьютерные игры, работают дизайнеры интерьеров и одежды, тут же в небольшом магазинчике продают реплики дорогих кроссовок.
— Оригинальные — они же дорогие, могут по 30 тысяч стоить, а у нас очень качественные реплики, не отличишь. Есть Prada, есть Yeezy Boost, последние вообще до 60 000 стоят, — предлагают присмотреться к товару мужчины.
За стенкой от обувного магазина — швейная школа. Как ни странно, всё чаще на занятия в нее приходят студенты-мужчины.
— Мы учим шить с нуля, берем всех, помогаем довести изделие до конца. Молодой человек приходил недавно, шил трусишки-боксеры. Ему важно было самому их сделать. Другой парень недавно костюм сделал, как в фильме «Джентльмены», там такие клетчатые бомберы были, — рассказывает об учениках администратор Юлия Петрова.
Впрочем, создать такой пул резидентов было непросто. Руководитель проекта и супруга владельца Svoboda2 Татьяна Грачева говорит, что сразу после его запуска на площади претендовали 40 компаний.
— Но эти организации сразу обозначили, что не будут заходить [на объект] без сделанного ремонта, — рассказывает Татьяна. — Мы начали ремонт фактически без подписанных договоров, просто веря и рассчитывая, что всё получится. Затем уже появлялись арендаторы, которые заключали договоры и были готовы ждать и месяц, и два, пока мы подготовим им пространство.
Производственные площади владелец выкупил на торгах после банкротства. Органическое стекло тогда еще выпускалось, но производство пришлось остановить — для конкуренции необходимо было наращивать мощности, но власти не разрешили. Мол, площадка в самом центре города, да еще и на берегу реки. Еще в 1980-х годах его планировали перенести в Металлургический район, но денег на это не нашлось. В середине 2000-х на его месте планировали построить жилые дома. А позже площади бывшего завода начали ревитализировать — попытались вдохнуть в городское пространство новую жизнь. Так появилась идея центра креативных индустрий. Проект презентовали в мае 2017 года.
— Мы изначально рассчитывали на свои средства, брали кредиты. Вложено сейчас порядка 120 миллионов. Общий проект в три раза дороже, то есть 240 миллионов еще придется вложить, — подсчитывает Татьяна Грачева.
Долгое время офис в Svoboda2 снимал и челябинский урбанист Лев Владов. Но площадка оставила у него неоднозначные впечатления.
— Мы съехали, потому что у нас с управляющим были разные представления о допустимом качестве туалетов в здании, — комментирует Владов. — Но я считаю, что это прекрасная локация с большим потенциалом. «Свобода2» не стала «Флаконом» из-за неэффективного операционного управления и бедного культурного наполнения. Кластер будет востребован, но пока кто-то не догадается сделать конкурентное пространство, где у управляющих будет более тонкое понимание своей целевой аудитории.
Разработать концепцию «Свободы2» помогал основатель дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский. Еще в 2017 году он прочил заброшенной промплощадке светлое будущее. Но сейчас вдохновитель московского креативного пространства считает: челябинский проект забуксовал.
— После того как «Флакон» сделал концепцию, собственник [Svoboda2] сам решил этим заниматься, не имея опыта, и что-то пошло не так, — говорит Матушевский. — Думаю, ему показалось, что это легко сделать, имея нашу концепцию. Но здесь главное — опыт создания похожих проектов.
Впрочем, у владельцев Svoboda2 большие планы на развитие комплекса. Сюда хотят привлекать связанные с культурой и образованием проекты и устраивать мастер-классы. А летом собираются обустроить площадку под открытым небом: поставят скамейки и сделают навес от дождей или сильного солнца. Получится что-то вроде летней сцены — с утра там будут заниматься йогой, а вечером — проводить перформансы. Возможно, так к «Свободе» потянется еще больше творческих челябинцев.