RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город За ЧЕртежом успеха спецпроект Дети подземелья: что стало с первым постсоветским торговым комплексом Челябинска 20 лет спустя

Дети подземелья: что стало с первым постсоветским торговым комплексом Челябинска 20 лет спустя

Смотрим, сумел ли «Никитинский» превратиться в аналог московского «Охотного ряда»

Первый подземный комплекс в Челябинске строили по московской моде 

Сегодня мы начинаем новый проект, который назвали «За ЧЕртежом успеха». Будем рассказывать вам о культовых зданиях, площадках, локациях, которые делают Челябинск Челябинском. Все они начинались очень амбициозно, профессионально, с грандиозными планами на будущее. При виде одних у вас защемит сердце от ностальгии, состояние других вызовет недоумение. Какие-то объекты получили новую жизнь, другие... Впрочем, сами увидите. Проект будет выходить раз в неделю по четвергам.

Ну а стартовать решили с первого постсоветского торгового комплекса Челябинска. Мы прогулялись по единственному подземному торговому центру Челябинска, вспомнили, как строился «Никитинский», и сравнили, что изменилось за 20 лет.

В погоне за Москвой


Мы спускаемся в подземный переход со стороны Кировки. Еще недавно здесь торговали пирожками и кофе, платками и шапками, обложками для паспорта и бэушными телефонами. Теперь перегородки убрали, в переходе стало непривычно светло и пусто. Десяток ступенек вниз — и мы идем по главной галерее «Никитинского». Обувные отделы, сумки, верхняя одежда, белье — веет 90-ми.

Торговый комплекс предлагает товары на все вкусы

Сверху над нами по проспекту Ленина несутся автомобили. Время от времени слышно громыханье грузовиков. Скучающие продавцы уткнулись в телефоны. Иногда они прогуливаются между отделами, делятся последними новостями. Но разговаривают с журналистами неохотно, как будто чего-то побаиваются.

Пандемия ударила по челябинскому гламуру 

— Я недавно работаю, не могу сказать, что и как тут было раньше, — смущается одна из девушек. — Мы же просто продавцы.

— Да, нет, не знаю, — односложно отвечает другая, прячась за прилавком.

Многие посетители используют комплекс как теплый переход с бесплатной экскурсией 

Еще две хозяйки торговых отделов при виде фотоаппарата закрывают отдел и удаляются в сторону кафе.

Пожалуй, ни один ТК Челябинска не обходится без ювелирки 

В будний день покупателей немного. Кто-то зашел только для того, чтобы перейти на другую сторону улицы. Кто-то забежал за продуктами или присмотреть обновку. По словам продавцов, больше всего покупателей приходит после 12 часов, ближе к обеденному перерыву, а также после 17 часов — горожане забегают в магазин по пути с работы.

Часовой мастер пожаловался, что бывшие клиенты перешли на смарт-часы и перестали обращаться за ремонтом 

Первый и до сих пор единственный подземный торговый комплекс Челябинска начали сооружать весной 1998 года. В те времена на площади Революции бойко торговали продуктами с машин, в палатках и на ящиках, брошенных прямо на землю. Это сделали, чтобы не допустить дефицита продуктов и возможных волнений горожан в самые голодные годы. Новый объект позиционировался как замена ярмарке.

В 90-е годы прошлого века на площади Революции ежедневно шла бойкая торговля с грузовиков 

Компания «Стройсвязьурал 1», принадлежащая известному челябинскому бизнесмену Артуру Никитину, подписала с мэрией договор о строительстве торгово-досугового комплекса с подземными автостоянками под площадью Революции. Предприниматель получил землю в безвозмездную аренду на 49 лет. Взамен обещал обновить покрытие главной городской площади и сделать современную систему освещения.

На открытом котловане все работы сделали за полгода — весной и летом 1998 года 

В 2002 году договор расторгли, а мэрия еще при Вячеславе Тарасове попыталась взыскать платежи за аренду. Затем власти во главе с Михаилом Юревичем несколько лет с переменным успехом судились с Никитиным по арендным платежам. В конце концов отсудили лишь подземные переходы.

Масштабный подземный комплекс строили меньше года — быстрее, чем сейчас скандальную набережную реки Миасс 

Котлован рыли открытым способом и строили ТК частями. Сначала закрывали одну полосу, потом другую. Специалисты вспоминают, что в итоге понадобилось 170 тонн металлических конструкций и арматуры, 6600 кубометров сборных бетонных и железобетонных конструкций, 8100 кубометров раствора и бетона. Уникальный для города объект решили возвести по примеру Москвы — годом ранее в столице под Манежной площадью появился подземный ТК «Охотный ряд». Правда, московский торговый центр уходил под землю на три уровня. Челябинцы решили обойтись одним, впрочем, размеры комплекса и так были впечатляющими.

Бывший тогда мэром города Вячеслав Тарасов придумал название комплексу прямо во время открытия

В середине февраля 1999 года сдали в эксплуатацию первую очередь объекта, 1 марта открыли комплекс целиком. Подземный магазин получил свое название с легкой руки тогдашнего мэра города Вячеслава Тарасова. Перерезая красную ленточку на церемонии открытия ТК, глава города поинтересовался, как будет называться огромный магазин. А выяснив, что названия пока нет, тут же предложил: «Пусть будет «Никитинским»». В народе прижились сразу два названия — «Никитинские ряды» и собственно «Никитинский».

Парковку не оценили


Когда комплекс только открыли, на первой линии разместили промтоварные отделы — некое подобие фешен-галереи. Вторую линию отвели продуктам, а третью (где сейчас продукты) оставили под парковку. Запроектировали примерно 200 машино-мест.

Городскую ярмарку спустили под землю и застеклили 

— Мы даже рекламу специально давали, думали, что в центре города спрос точно будет. Но подземный паркинг оказался невостребованным. То ли люди не понимали, насколько это удобно. То ли уровень автомобилизации тогда был не таким высоким, как сейчас. Машины оставляли на Театральной площади, у банка, а ехать вниз отказывались, — вспоминает управляющая ТК «Никитинский» Марина Рутковская. — Перед новым, 1998 годом мы начали заключать договора на аренду. Я сама обзванивала крупных местных производителей типа «Южуралкондитера». Первое время никто не верил, осторожно себя вели. Зато обычные предприниматели, торговавшие на ярмарке на площади Революции, все спустились сюда.

Небольшая парковка осталась лишь для сотрудников комплекса 

Представители подземного комплекса вспоминают, что к открытию была 100-процентная заполняемость, даже образовалась очередь из арендаторов.

— Мы не просто записывали всех подряд, но и пытались соблюсти баланс. К примеру, смотрели, чтобы была представлена и одежда, и обувь. Следили за разнообразием — в ТК продавали масложировую продукцию, молочные товары, рыбную гастрономию, колбасы, овощи, фрукты. В те времена всё согласовывалось с Санэпидемстанцией, а в комплексе работали санитарный и ветеринарный врачи, — рассказывает Марина Рутковская.

Суровые челябинцы всегда найдут кусок сала

Парковка пустовала, а торговых площадей, наоборот, не хватало. Поэтому владельцы комплекса освободили зону от машин и передвинули туда продукты. А в освободившемся пространстве открыли еще один сектор промтоваров.

Раньше мясные ряды занимали ползала, теперь — несколько витрин

Изначально первая линия была поделена на секторы. Вторая напоминала уличный рынок — арендаторы занимали по 6–15 квадратных метров. Еще через несколько лет реконструировали второй зал: положили новую кафельную плитку, разделили на сектора, остеклили, поменяли потолки, везде сделали кондиционирование.

Часть прилавков до сих пор напоминает крытые рынки из нашего детства
Пенсионеры привыкли ходить в «Никитинский» за молочкой

Ходили слухи, что при первых парадах военной техники стали чувствоваться некие колебания. После чего, мол, торжественный проход танков и бронетранспортеров передвинули на противоположный край проспекта Ленина.

— Ерунда, ничего нигде не колебалось, — машет рукой Марина Рутковская. — Просто в физике есть понятие резонанса. На всякий случай мы не работаем 9 мая — тяжелая техника идет, мало ли что. К тому же в этот день в центре всё оцеплено, людям все равно к магазину не пройти, и трафик снижается.

Продуктовый зал не раз пытались продать

Распродажа под знаком банкротства


Золотое время торговых комплексов переходного типа, возникших на месте рынков, пришлось на нулевые. По данным CRE Retail, в 2005 году именно в «Никитинском» была самая высокая в городе арендная ставка — $1450 за квадратный метр в год. Но вскоре появились качественные торгово-развлекательные центры, где «якорями» выступают кинотеатры и крупные продуктовые сети. И посещаемость «Никитинского» начала снижаться.

Часть площадей выкупили бывшие арендаторы

В 2013 году из-за долгов по строительству аквапарка в Санкт-Петербурге в «Стройсвязьурал 1» ввели внешнее управление. Компания задолжала банкирам полтора миллиарда рублей. В ходе процедуры банкротства на продажу выставили «КС» и часть помещений в крупном активе Артура Никитина — ТК «Никитинский».

Это кафе пользуется спросом у тех, кто работает в центре города

В 2014 году распродали всю первую линию — 37 отделов. Также новых хозяев нашли помещения на второй линии комплекса. Продуктовый зал «Никитинского» тоже неоднократно выставляли на продажу, но покупателей не нашлось.

На дворе 2021-й, а в «Никитинском» чувствуешь себя молодым — в 1999-м 

Большая часть активов продана по цене выше среднерыночной стоимости в Челябинске, указывали представители Артура Никитина. Например, в 2015 году площадки в ТК «Никитинский» продавали в среднем по 200 тысяч рублей за квадратный метр.

Закинули сети


Два года назад во время первого своего объезда города тогда еще врио губернатора Алексей Текслер неожиданно решил спуститься в подземный переход в центре Челябинска. Экскурсия проходила под прицелом фотокамер. Текслер поговорил с продавщицей цветов, остановился у ларька с шаурмой, задал немало риторических вопросов и прошелся по центральной аллее «Никитинского».

Алексей Текслер застыл перед шаурмой в переходе

Говорят, что через несколько дней тот самый ларек с шаурмой спешно закрылся. Похоже, тот губернаторский вояж дал импульс к последующей зачистке подземных переходов от киосков.

Федеральные сети добрались и до челябинского подземелья 

В майские праздники того же 2019 года в ТК «Никитинский» впервые зашел федеральный продуктовый оператор. Под сеть расчистили половину продуктового зала. Остальных арендаторов потеснили. По словам частников, они сейчас выживают за счет разницы в ассортименте и торговли на развес.

Продуктовый ряд пустеет на глазах

С появлением «Пятерочки» продуктовый ряд изрядно поредел. Убрал точку «Первый хлебокомбинат», хотя у них всегда была очередь. Сократил количество витрин «Росмол». Эти продукты можно купить в сети Х5, поэтому какой смысл держать отдельную точку? А от колбасно-мясного ряда вообще почти ничего не осталось.

— Планы у нас есть, но не хочу сглазить. Ведем переговоры с федеральными сетями. Надеюсь, что запустим обновленный продуктовый зал, — отметила Марина Рутковская.

Садоводам тоже что-то перепадает 

Немногочисленные представители продуктового ряда по-разному оценили приход федеральной сети.

— Нам «Пятерочка» не мешает, потому что у них такой продукции просто нет, — объясняет продавец фруктового развала. — У нас она просто другая. Какая? Вы сами глазками гляньте. Мы тут за каждый огурчик-помидорчик боремся. А у них люди подойдут к полке, посмотрят и не знают, что брать.

Действительно, у прилавка бойкой продавщицы все время небольшая очередь, хотя через несколько метров — вход в супермаркет, где цены на овощи-фрукты явно пониже.

До столичного гламура, увы, далеко

Другие продавцы жалуются, что покупателей в принципе стало меньше еще до пандемийных ограничений. Ольга трудится в «Никитинском» больше 10 лет. Отдел у нее без вывески, продает разные хозяйственно-бытовые мелочи — от пакетов до посуды.

— Еще лет пять назад все было хорошо, покупателей довольно много. А года три назад ситуация начала ухудшаться. Раньше выручали пенсионеры, они же постоянно покупают что-нибудь то детям, то внукам. Сейчас их очень мало. А что молодежь? Мороженку да пепси-колу покупает, — печалится Ольга. — Ходят к нам в основном те, кто недалеко работает или живет. Из других районов уже никто не едет, потому что сейчас в каждом доме «Магниты», «Пятерочки» и иже с ними. А с этой пандемией вообще… Все боятся [коронавируса]. То кричат «надень перчатки», то «не подходите, я своей рукой возьму».

Эта продавец работает здесь уже 10 лет

Продавщица с ностальгией вспоминает первые годы работы «Никитинского». Посетителей не просто было больше, они шли с конкретной целью — купить тот или иной товар, а не просто поглазеть-погреться.

— Народ был добрее, оптимистичней, чаще улыбались. Сейчас же видно, что люди погружены в свои проблемы, долго прицениваются, покупают самое необходимое. Как все мы, в принципе, — заключает Ольга. — В этом году горку еще всё время закрывали (в ледовом городке на площади Революции. — Прим. ред.). Обычно покатаются, сюда спустятся, что-то купят. А тут приезжали, горка закрыта, садились на машину и уезжали домой.

Универсальности подземному магазину не занимать 

Наибольшая посещаемость в «Никитинском» — в день рождения города. Только результативность при этом низкая, добавили в управляющей компании.

— В праздники народу всегда очень много, трафик большой. Но если планируются концерты на площади, мы стараемся закрыться пораньше. Продаж мало, пьяной молодежи много. Честно говоря, праздники нам только добавляют проблем, — отметила Марина Рутковская.

Одна из точек притяжения посетителей, конечно, туалет 

Прошлой весной и летом из-за коронавирусных ограничений в «Никитинском», как и в других торговых комплексах, закрыли промтоварные отделы. Когда разрешили выдачу интернет-заказов, начался небольшой приток постоянных клиентов. Удивительно, но, несмотря на удар по продажам, никто из арендаторов не съехал. В управляющей компании объяснили это тем, что деньги за аренду не брали, выставили счет только за коммунальные расходы.

Как избавиться от обиды за Челябинск

В конце прошлого века мест, где можно купить одежду, парфюмерию, товары для дома, широкий спектр продуктов, особенно в центре Челябинска, не хватало. Главную площадь города использовали как рынок. И для того времени, когда появился «Никитинский», это действительно было решение проблемы, указали эксперты.

Эксперты считают, что пространство в самом центре города заслуживает лучшей участи 

— С тех пор концепция не изменилась. Видимо, владельцы так это видят, да и по сути схема рабочая. Подземный комплекс представляет собой по сути крытый рынок. С другой стороны, если рассматривать этот объект с точки зрения привлекательности для города, то приходишь к мысли, что пространство можно использовать несколько по-другому. Да, это частная собственность. Значит, нужно мэрии как-то договариваться, находить общие точки соприкосновения, сотрудничать. Кто у нас отвечает за градостроительную политику? Без чиновников тут не обойтись, — отмечает эксперт в сфере коммерческой недвижимости Денис Стукалов. — Речь даже не о функциональности, а о статусности центра города, центральной площади и прилегающих улиц. Когда встречаешь гостей и ведешь в центр, всё как-то провинциально и запущенно. Обидно за Челябинск. С точки зрения развития общественного пространства, архитектурной, рекреационной или познавательной привлекательности центр города может быть и лучше.

За некоторыми услугами нужно по-прежнему выходить в офлайн 

Посещаемость торговых центров за последние два года снизилась на 20–30%, указывают эксперты. Изменилась тактика шопинга, люди сейчас ходят по ТЦ выборочно и покупают только то, что им нужно. На это влияет и рост онлайн-продаж, и снижение покупательской способности.

Горожане хотят, чтобы их удивили 

В свое время Челябинск благодаря «Никитинскому», можно сказать, опередил Екатеринбург — там подземных торговых центров еще не было. Но сейчас, чтобы притягивать покупателей, недостаточно одного лишь удобного месторасположения. Форматом а-ля 90-е — «трусы, очки, часы и сумки» — никого не удивишь. По словам экспертов, в ближайшем будущем торговые комплексы без четкой концепции столкнутся с еще большим падением трафика. Какая эволюция ждет «Никитинский», остается только гадать.

О каких знаковых зданиях и местах вы хотели бы прочитать? Присылайте нам сообщения, фото и видео.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления